KZ RU EN

Кочевники по сравнению с земледельцами



1. Казахстан с древности примерно до 1400-го года.

Давайте рассмотрим отношения между кочевыми и земледельческими государствами. Отношения между ними условно делятся на два периода.
1-й период включает в себя время с древних времен до 1400-го года примерно.
2-й период начинается с 1400-го года и продолжается до наших дней.
Рассматривая первый период мы видим, что размеры кочевых государств превосходили размеры земледельческих. Например, размеры Римской империи в зените своего могущества сильно уступали Тюркской империи или империи Чингисхана. Древние Персидские и Китайские государства, также уступали по размеру территорий, государствам кочевников. Кочевые государства чаще подвергали земледельческие страны набегам. В этот период времени кочевые государства могли захватывать и подчинять земледельческие страны, намного чаще, чем это делали земледельцы.
С точки зрения экспансии и захвата новых территорий, платформа на которой стояли кочевники, была намного эффективнее, чем платформа, на которой стояли земледельцы. Но, начиная с 1400-го года, экономическая платформа земледельцев стала более эффективной.
Давайте разберемся, почему это произошло?
Ответ на этот вопрос заключается в способе хозяйствования. Что такое способ хозяйствования?
Способ хозяйствования, это способ, которым нация добывает себе все необходимое для своего существования, и он определяет дальнейшее положение каждой нации.

1.Давайте посмотрим, какие были основные различия в способах хозяйствования у кочевников и земледельцев.
Различие первое. Применение мужской силы при земледелии и скотоводстве.
Основным продуктом питания кочевников было мясо и иные продукты питания, получаемые от скота. Как много мужской силы требуется для выпаса овец и коней? С большей частью этой работы может без проблем справиться не достигший совершеннолетия ребенок, вышедший из возраста пригодного к войне пожилой человек, или женщина. Именно поэтому если большая часть мужского населения кочевых государств будет призвано на войну, оставшиеся женщины, старики и дети, смогут без особых трудностей следить за основным источником пищи - скотом. Следовательно, призыв большей части мужского населения кочевых стран на войну, не приводит к упадку кочевого хозяйства и голоду среди нации.

Ситуация у земледельцев была иная. Имевшийся уровень развития технологий в земледелии на тот момент, не позволял отрывать большое количество мужчин от хозяйства. Основным источником пищи являлись продукты от труда на земле. Имевшиеся технологии, позволяли крестьянам производить еду в количестве достаточном для личного потребления и немного сверх этого. Этот излишек еды обменивался на необходимые им товары в городе и уплату налогов на содержание государства, включая армию. Следовательно, если призвать большую часть крестьянского населения в армию, то оставшаяся часть крестьян, не произведет достаточно еды для всей нации и наступит голод.
Можно ли заменить призванную в армию мужскую силу женской?
В большинстве случаев эта замена все равно приведет к падению урожая. Так как женщина не сможет вспахать землю на достаточную глубину и количество скошенного за день урожая женщиной, будет намного меньше, чем скошенный урожай мужчиной и т.д.

Для лучшего понимания покажем эту ситуацию на примере. Предположим, в обществе живет 100 человек. Технологии, имеющиеся у этого общества, позволяют получать от земледелия 1,2 продукта. 1 продукт - это нормальное количество еды необходимое одному человеку в год. Вопрос: сколько человек необходимо держать в производстве еды (т.е. в сельском хозяйстве), чтобы данное общество не испытывало голода?
Ответ: 100/1,2 = 83 человека. Остальные 17 могут быть заняты в промышленности, науке, государственной службе, т.е. в тех отраслях, которые не занимаются производством еды, а только ее потребляют.
Напомним, что в кочевом обществе основным источником пищи является скот. Поэтому, кочевое общество задействует только 12 человек для производства еды достаточной для всей сотни.
После чего предположим, что в кочевом государстве проживает 1 000 человек, а в земледельческом 5 000.
В этом случае кочевое государство способно выставить на войну 88% от общего количества населения. 100% населения минус 12% населения, занятых в производстве еды = 88% населения. Или в нашем примере 1 000 человек кочевого государства * 88% свободных от производства еды людей получаем 880 человек способных пойти на войну.
В земледельческом государстве ситуация будет выглядеть следующим образом. Оно способно выставить на войну 17% от общего количества населения, 100% населения минус 83% населения занятых в производстве еды = 17% населения. Или в нашем примере 5 000 человек земледельческого государства * 17% свободных от производства еды людей, получаем 850 человек способных пойти на войну.
То есть даже при 5-ти кратном превосходстве населения, армия земледельцев была бы меньше.

1.2. Второе различие в способе хозяйствования. Посмотрим, какой был основной скот у земледельцев и кочевников.
Способ производства земледельцев требует тяглового скота, т.е. быков, или тяжелых коней. Этот скот не развивает большой скорости и требует особого корма для питания, для него очень сложно питаться только подножным кормом. Земледельческий способ хозяйствования не мог обеспечить свою армию быстрыми и выносливыми лошадьми.
Кочевой способ хозяйствования наоборот предполагает постоянные и длительные откочевки, именно поэтому кочевой способ хозяйствования требует быстрых и выносливых для долгого перехода коней.
Такой способ хозяйствования позволял кочевникам обеспечить свою армию быстрыми и выносливыми лошадьми. Это давало еще одно преимущество кочевникам при столкновении с земледельцами, так как на войне мобильность армии всегда имеет важное значение.

1.3. Третье различие в способе хозяйствования. Посмотрим, как способ хозяйствования влияет на способность удерживать территории кочевниками и земледельцами.
Чтобы земледельцам удержать вновь захваченные территории надо содержать дополнительные вооруженные силы. Для этого необходимо либо обеспечить подвоз провианта, либо выращивать хлеб на этих территориях. А если земля является малопригодным для земледелия, доставка провианта является единственной возможностью содержания армии на этой территории. При имевшихся на тот момент технологиях большая часть земли кочевников была непригодна для земледелия. Поэтому, подвоз провианта являлся единственной возможностью для земледельцев содержать свою армию на захваченных территориях кочевников.

Что же требовалось кочевникам для содержания армии на захваченных у земледельцев территориях? Кочевники просто перегоняли свои стада на захваченные территории. Таким образом, обеспечивая свою армию едой.
Именно это различие в удержании и захвате территорий ложилось дополнительным бременем на экономическую базу земледельцев.

4. Четвертое различие заключается в воинской подготовке земледельцев и скотоводов.
Так как способ хозяйствования кочевников давал их мужчинам больше свободного времени для военной подготовки, то кочевое ополчение в среднем было намного лучше подготовлено к войне, чем ополчение земледельцев.

Вышеперечисленные четыре различия и были основными причинами превосходства кочевых государств над земледельческими.


2. Второй период. Казахстан примерно с 1400-го года, до момента подчинения Россией.


В этот период произошло изменение, которое полностью поменяло ситуацию. Оно не оставило для кочевых государств даже теоретической возможности выигрывать столкновения с земледельческими странами. Прекращение существования кочевых государств, стало вопросом времени. Они должны были неизбежно исчезнуть, либо самостоятельно преобразовавшись в земледельческие государства, либо будучи захвачены земледельческими странами.
Что же именно отняло тысячелетнее военное превосходство кочевников над земледельцами? Изменение, положившее конец доминированию кочевых цивилизаций над земледельческими, стали технологии. Точнее говоря, технологический прорыв. Сосредоточенная в земледельческих городах зачаточная промышленность, не переставала развивать все известные орудия труда человека. И настал момент, когда промышленность усовершенствовала орудия труда и технологию в земледелии. Это усовершенствование резко увеличило производство количества еды одним крестьянином в сельском хозяйстве. Еще одним важным преимуществом, которое промышленность предоставила земледельцам, стало создание огнестрельного оружия. Именно с этого момента прекращение существования кочевых государств, стало вопросом времени. Переход кочевых цивилизаций к оседлому образу жизни должен был состояться либо силами самой нации, либо под принуждением земледельческих государств. В этот переломный момент среди элиты кочевого мира не было ни согласия, ни лидера способного произвести необходимые коренные преобразования, хозяйственного уклада, с кочевого на оседлый. Поэтому стало естественным, что более развитые в технологическом отношении оседлые государства силой присоединили себе территории кочевых стран. Схватки за территории кочевых государств более развитые в технологическом отношении земледельческие страны одерживали победу над менее технологически развитыми земледельческими странами. Именно поэтому Казахстан был поглощен Россией, а не Ираном или Китаем.

3. Казахстан с момента подчинения Россией до слома кочевого образа хозяйствования и перехода к оседлому образу примерно 1933 год.


В этот период технологически более развитая земледельческая Российская империя завершает полное поглощение кочевых объединений Казахской нации. Но в целом нация не меняет кочевой уклад и не переходит к оседлому образу жизни. Сохранение в большей части кочевого уклада хозяйства, делало невозможным развитие промышленности и получение нацией необходимых знаний в сфере промышленности и связанной с ней отраслях общественной жизни.


4. Казахстан с 1933 – до 1953 гг.

В этот период происходит слом кочевого уклада и переход к оседлому образу жизни. Этот произошедший силовой переход от кочевого уклада к земледельческому, объясняется следующим. Производящая деятельность оседлого работника больше, чем у кочевого, иначе говоря, полезных для нынешнего общества продуктов, оседлый работник производит больше. Именно поэтому правительство СССР принимает решение о насильственном переходе кочевых народов к оседлому образу жизни. Для того чтобы в дальнейшем использовать их в выращивании хлеба для внутреннего и внешнего рынка и работе на многих добывающих предприятиях, обеспечивающих советскую промышленность сырьем. После насильственного перехода к оседлому образу жизни большая часть нации начинает получать знания о земледелии. Нация начинает получать огромный пласт знаний, ранее у нее отсутствовавших, знания как выращивать, перерабатывать и хранить продукты оседлого сельского хозяйства. Следующие поколения казахов, выросшие в условиях оседлого образа жизни, полностью перенимают навыки по производству продуктов земледелия. Эффективность этого поколения казахов на земле не уступает эффективности оседлых наций. С этого периода начинают появляться представители казахской нации, обладающие большим знанием в области промышленности, такие как К. Сатпаев, Д. Кунаев и т.д. Но большая часть нации еще не обладает промышленным знанием. Это связано с тем, что большая часть нации после перехода к оседлому образу жизни занимается сельским хозяйством и сосредоточена в сельской местности. Растущая промышленность же сосредоточена в городах, где процент казахского населения очень низкий. Этот низкий процент связан с тем, что переход населения от кочевого к оседлому образу жизни проходит через этап занятия земледелием в сельской местности. И только после того, как большая часть нации получает знания в земледелии, начинается переток из сельской местности в город.

Казахстан с 1953 – до 1991 гг.

Данный период включал себя следующие задачи:
1-я задача: Повышение товарного производства в сельском хозяйстве.
Эта задача требовала резкого увеличения населения способного и обладающего знанием как повысить товарное производство. Поясним, что такое товарное производство на примере. Крестьянин для личного потребления производит 10 кг хлеба в год. Больше не нужно, потому что больше он не съест. В данном случае товарного производства нет, так как крестьянин, производя 10 кг хлеба, потребляет его сам. Товарное производство появляется в том случае, когда крестьянин начинает производить 30 кг хлеба, из которых 10 кг хлеба он потребляет сам, а 20 кг хлеба он обменивает на продукцию промышленности. Производство не для личного потребления, а для обмена на продукты труда других людей называется товарным производством.

Первое поколение кочевников перешедших к земледелию по эффективности, конечно, проигрывало оседлым. Например, общее производство кочевника перешедшего к земледелию составляло 15 кг хлеба в год, из которых 10 он потреблял сам. Общее производство оседлого крестьянина составляло 30 кг в год, из которых 10 он потреблял сам. Товарное производство, оседлого крестьянина составляло 20 кг хлеба в год. Так как, в общем, он произвел 30 кг хлеба, из которых 10 кг употребил на собственные нужды. А товарное производство кочевника, перешедшего к земледелию, составляло только 5 кг хлеба в год. Так как в общем он произвел 15 кг хлеба, из которых 10 кг употребил на собственные нужды. Следовательно, эффективность товарного производства оседлого крестьянина была в 4 раза выше. (Товарное производство оседлого крестьянина 20 кг делим на товарное производство кочевника 5 кг равно 4). Напомним, что пример условный и передает только общее понимание. Уменьшение численности нации после силового перехода от кочевого к оседлому образу жизни так же являлось причиной низкого товарного производства в сельском хозяйстве.

Поэтому, в условиях сократившейся численности местного населения, и их меньшей эффективности в товарном производстве, правительство СССР приняло решение о переселении людей с других республик. Переселенцы из земледельческих районов СССР, обладали необходимым опытом и знаниями, для увеличения производства зерна и других продуктов оседлого земледелия в кратчайшие сроки. Это приводит к резкому изменению численности населения в местах интенсивного роста зернового товарного производства, в Северном и Восточном Казахстане.

2-я задача: Разработка природных ресурсов Казахстана, с целью использования во всесоюзном производстве.

Для этой задачи требовалось большое количество промышленных рабочих и инженеров. В Казахстане на тот момент отсутствовало достаточное количество национальных кадров обладавших знаниями в промышленности и инженерии. Поэтому правительство СССР, принимает решение о переброске в Казахстан населения из России, Украины и Белоруссии, где имеется хорошая промышленная база. Соответственно в начинающих создаваться в Казахстане городских промышленных центрах, появляется большое количество переселенцев из Европейской части СССР. Одновременно идет обучение казахов промышленным специальностям. С этого момента Казахстан начинает получать ранее отсутствовавший пласт знаний в промышленности. В первую очередь наша нация начинает приобретать знания в добывающих отраслях. Это происходит, потому что квалификация промышленных рабочих добывающих отраслей ниже, чем у рабочих отраслей машиностроения. В самом деле ведь для того чтобы построить самолет, требуется больше знаний, чем при добыче нефти. Именно поэтому увеличение казахских национальных кадров в добывающих отраслях, происходило быстрее, чем в машиностроении. Подчеркиваем, что это происходит не из-за "глупости" нации, а является обычным законом жизни. Ребенку не преподают сразу ядерную физику, прежде не передав ему необходимые базовые знания по физике и математике. Нации учатся также, постепенно увеличивая объем знаний.

3-я задача: Создание машиностроительных предприятий в Казахстане, для удовлетворения общих потребностей СССР и Казахстана в продукции машиностроения.

В этот период продолжается подготовка казахских кадров и передача им знаний в машиностроении. Но здесь нужно понимать, что машиностроение требует больше знаний, и поэтому любой нации требуется больше времени, чтобы эти знания получить. К этому моменту количество представителей казахской нации получивших знания в машиностроении еще очень низкое. Следовательно, в городах Казахстана, где происходит размещение крупных машиностроительных предприятий, доля казахского населения также низкая. В этих городах начинает полностью преобладать население, переселенное из крупных машиностроительных районов СССР, находящихся в России, Украине и Белоруссии.
Эта ситуация с этническим преобладанием переселенцев из Европейской части СССР в городах Казахстана, рано или поздно изменилась бы. Количество казахов перенявших знания в машиностроении, оказалось бы достаточным для изменения процентного соотношения этнических групп в городах. Точно такая же ситуация произошла в Венгрии, Латвии, Чехии. В этих странах аналогично нашему, немецкое население преобладало в городах. Затем это немецкое население в ходе естественного перетока национальных кадров в промышленность было заменено на местное. Ситуация на Украине в 30-х годах соответствовала ситуации в Казахстане в этот период. Вот что говорит об этом руководитель СССР:

Цитата И.В. Сталина по данному вопросу:

“Несомненно, что состав украинского пролетариата будет меняться по мере промышленного развития Украины, по мере притока в промышленность из окрестных деревень украинских рабочих. Несомненно, что состав украинского пролетариата будет украинизироваться, так же как состав пролетариата, скажем, в Латвии и Венгрии, имевший одно время немецкий характер, стал потом латышизироваться и мадьяризироваться. Но это процесс длительный, стихийный, естественный”.

http://petrograd.biz/stalin/8-6.php

Необходимо понимать, что даже в случае продолжения существования СССР, казахи рано или поздно составили бы большинство в городах, так как процесс перетока нации из сельского хозяйства в промышленность было не остановить.



То есть начиная с 1970 года скорость прироста казахов, превзошла скорость прироста как русских так и в общем европейцев. А к 1989 году скорость прироста казахов в 6 раз превосходила скорость прироста, как русских, так и европейцев в целом.
Теперь посмотрим прирост городского населения по годам. Так как существует мнение, что если бы СССР продолжал существовать, казахи не составили бы большинство в городах.


Данные показывают, что скорость прироста казахов в 1979 году в 3 раза, а в 1989 в 10 раз превзошла скорость прироста русского населения.
Соответственно становится ясным, что казахи рано или поздно заменили бы другие национальные группы собой в промышленности и инженерном деле.

Для сравнения приведем скорость прироста казахов в независимом Казахстане.



Как мы видим скорость прироста казахов в 2007 году была в 10 раз меньше чем в 1989 г. И причиной этого, является плохая экономическая платформа нашей страны, а не русские или Россия.

Казахстан с 1991 – по 2010 гг.

До 1991 года Казахстан имел социалистическую платформу. Социалистическая платформа, это такая платформа, где нация обеспечивала себя всем необходимым, производя это на заводах страны. С 1991 года Казахстан поменял социалистическую экономическую платформу на феодально-буржуазную экономическую платформу. Феодально-буржуазная экономическая платформа это такая платформа, где собственная промышленность обеспечивает только 10% потребностей нации в товарах. А 90% потребляемых в стране товаров, производятся за пределами Казахстана и обмениваются на сырьё. Следовательно, общество не требует от своих членов знаний, которые необходимы в производстве большого количества товаров. Например, это общество не требует знаний, как создать самолеты, микроволновые печи, автомобили строительные материалы и т.д. Смена экономической платформы стала той причиной, почему наша нация начала терять знания.

То есть раньше мы как нация имели знания, как создавать энергоблоки, железные дороги, атомные реакторы, электрогенерирующие мощности и тепловые системы. Мы имели знания, как обеспечивать высокое товарное производство в сельском хозяйстве. После смены экономической платформы произошло разрушение промышленности и сельского хозяйства. Именно поэтому нация начала утрачивать те знания, которые у нее были.
Раньше та часть нации, которая переселялась из сельской местности в город, получала следующий уровень знаний на промышленных предприятиях. Получив новые знания в промышленности и инженерии, они становились на более высокий уровень развития. После смены экономической платформы сельская молодежь приехав в города, не обнаруживает здесь промышленность. Следовательно они не получают новые знания в промышленности и инженерии, и остаются на том же уровне развития. Таким образом, наблюдается медленная деградация знаний имеющихся у нации. Подчеркнем, этот процесс связан не с отъездом славянского населения, а вызван разрушением промышленности и сельского хозяйства. Общая деградация знаний в России, при подавляющем большинстве славянского населения, также вызвана разрушением промышленности и сельского хозяйства.
Повторим, причиной общей деградации знаний в Казахстане является нынешняя экономическая платформа нашей страны. Эта платформа не требует от нации знаний необходимых для создания поездов, самолетов, электростанций, телевизоров, автомобилей и т.д. Те представители нации, у которых еще имеются знания в этих отраслях, не могут их применить в Казахстане. Поэтому они вынуждены деградировать со всеми, так как знания, которые ежедневно не применяются на практике, рано или поздно теряются. Другой выход для этой части нации, уезжать в те страны, где их знания можно применить на практике.

Теперь давайте поговорим о современности и способности казахского языка обслуживать сегодняшние потребности общества.

Казахский язык сформировался как язык кочевников. Но это совсем не значит, что он не может стать языком применения в промышленности и науке.

Для примера посмотрим на русский язык. Количество иностранных слов в Русском языке превышает 25 000 слов. Все труды по инженерии, финансовому делу, авиации, механике и т.д., которые изданы на русском языке, состоят из большого количества иностранных слов. Эти иностранные слова были заимствованы из других языков, потому что для них в русском языке не нашлось эквивалента. То есть первоначально русский язык не был приспособлен для обслуживания этих сфер общественной жизни. Такая ситуация не помешала русским инженерам делать открытия и изобретения на своем языке. Они делали эти открытия, не смотря на то, что первоначально в русском языке не имелось слов для описания понятий процессов и явлений, происходящих в аэродинамике, механике и астрономии. Позиция людей говорящих о неприспособленности языка, для обслуживания сфер общественной жизни в случаи отсутствия в нем аутентичного, единообразного по смыслу иностранного слова, - ошибочна.
Почему? Нет такой нации, которая единолично осуществляет все научные открытия, в новых ранее не существовавших областях знаний. Представители разных наций делают разные открытия в разных отраслях. Больше всего пользы из этого извлекает та нация, которая делает следующие вещи:

1. Быстрее других может перевести вновь появившиеся знания.
2. Адаптировать вновь появившиеся слова,
3. Распространить это новое знание среди носителей языка
4. Начать применять это знание на своем языке в национальном хозяйстве.

И чем легче приспособлен язык для впитывания, вбирания и поглощения новых слов и понятий, тем легче идет этот процесс. Границы применения этого языка расширяются еще больше. Необходимо понимать, что язык будет сохраняться до тех пор, пока сохраняется грамматическая основа этого языка. Если в язык войдет много иностранных слов, но сохранится грамматическая основа этого языка, то это не только не убьет язык, а наоборот, сделает его более сильным, и конкурента способным.

Посмотрим на основные проблемы казахского языка, сегодня.
Отсутствие знаний на казахском языке является первой проблемой.
Второй проблемой является отсутствие людей являющихся носителями языка, которые на казахском языке делают открытия, думают, передают знание следующим поколениям и применяют эти знания на практике.



Решение первой проблемы заключается в следующем. Необходимо сделать качественный перевод на казахский язык всех значимых трудов по экономике, политике, философии, географии, биологии, медицине и т.д. На сегодняшний день, человек, владеющий только казахским языком, не сможет найти достаточно знаний на казахском языке, которые позволят ему соответствовать немцу, американцу или французу в области инженерии, механики и аэродинамики. Поэтому казах, который знает только казахский язык, вынужден учить другие языки, чтобы получить необходимые ему знания. Перевод всех выше указанных трудов на казахский язык, должен осуществляться людьми, понимающими темы, которые они переводят. Механический перевод проблемы не решает, а лишь создает видимость работы.

Решение второй проблемы требует общегосударственной программы. Это программа в большей степени должна охватить аулы, отправляя школьников начиная с 9-го класса, на обучение за рубежом. Проживая и обучаясь в зарубежных странах, школьники из казахских аулов в первое время будут учить язык. После окончания школы в Швейцарии, Германии, Японии, они там же будут поступать в университеты. Инженерия и медицинское дело станут основными специальностями, которые дети из казахских аулов будут изучать в университетах Швейцарии, Германии и Японии. При этом необходимо понимать, что не все 100% отправленных на обучение вернутся в Казахстан высококвалифицированными специалистами. Часть из отправленных за рубеж не вернется в страну, часть сопьется, а часть провалит экзамен. Но будет и та подавляющая часть школьников, которые вернутся в страну высококвалифицированными специалистами. С этого начнется формирование национальной инженерно-технической школы.
Через 6-7 лет после начала этой государственной программы, к моменту возвращения первых специалистов отправленных на обучение за рубеж, нам как нации необходимо воссоздать промышленную базу. В противном случае эти приехавшие специалисты потеряют знания, так как не смогут найти применения своим навыкам в Казахстане. Либо они будут вынуждены уехать из нашей страны, чтобы найти работу соответствующей их квалификации.

Если объем отправляемых школьников будет достаточно большим, 10 -15 тысяч человек в год, то уже через семь лет наша страна начнет получать 15 тысяч инженеров и докторов, думающих и практикующих только на казахском языке и языке страны пребывания. Для избежания разделения нашей нации по этническому признаку, нужно ввести обязательный экзамен на свободное владение казахским языком, при отправке. Тогда родители детей, этнических групп отличной от казахской, будут без принуждения обучать своих детей казахскому языку, зная, что у этих детей будет такой же шанс на обучение за рубежом.