Пенсия
Начнем
с того, что поясним, что такое пенсионная система на самом деле. Многие думают, что работающий человек, накапливает на пенсию, а затем при выходе на нее получает то что накопил, или часть этого.
Вся пенсионная система, - это фикция. Никакого накопления денег не происходит. Все, что мы как работающие люди отправляем в пенсионных фонд, тут же в текущем режиме потребляется другими людьми, в том числе и сегодняшними пенсионерами. То есть, те 10% , которые вы отправляете со своей зарплаты в пенсионный фонд, надеясь что они там и останутся, на самом деле, тут же передается сегодняшним пенсионерам в виде выплаты пенсий.
Пенсионная система, это договор поколений. Сначала старшие поколения, содержат младшие пока те ходят в детский сад, школу и университет. А затем младшие поколения содержат старших, когда те перестают работать от старости.
Существуют два вида пенсионной системы:
Распределительная, при которой работающие поколения, через пенсионную систему передают деньги в пользу отработавших. Такая система была в СССР и нынешней Германии.
И накопительная пенсионная система, которая на самом деле, является тоже распределительной, только в нее введен дополнительный фактор "справедливости": чем больше в своe время "накопил" (а по сути - отдал пенсионерам в те времена, когда был молод и мог работать) - тем больше получишь в старости (якобы "накопил"). Плюс этой системы для государства в том, что появляется дополнительное оправдания в случае необходимости снижения пенсий (если бюджета вдруг не хватит). В этом случае, всегда можно сказать, что частные пенсионные фонды плохо сработали, плохо наинвестировали и тому подобное.
Теперь посмотрим на основные предложения, предлагаемые нынешним и президентом и правительством, касательно пенсионной реформы.
1. Предлагается объеденить все пенсионные фонды в один, и отдать его в управление Национальному банку.
2. Предлагается повысить возраст выхода на пенсию для женщин, с 58 до 63 лет.
Первое предложение безусловно верное. Так как, отвечать за сохранность пенсий все равно в итоге будет государство. Сейчас, управляющие пенсионными фондами, содержат себя за счет денег от пенсионных накоплений, а также за счет доходов от инвестирования этих денег. Но даже, если доходов нет, управляющие все равно возьмут часть ваших пенсионных денег на собственное содержание. Следовательно они проедают ваши деньги. Поэтому объединение фондов в один, сократит издержки на их содержание.
Но самое главное, заключается в том, что частные управляющие пенсионными фондами, разворовывают пенсионные деньги, завышая стоимость покупаемых ими ценных бумаг. Это примерно тоже самое, что делают чиновники проводя различные тендера.
Kогда придет время выплачивать пенсии, выяснится, что все ценные бумаги, которые купили частные управляющие пенсионных фондов, стоят не дороже рулона туалетной бумаги. После чего миллионы пенсионеров, выйдут на улицу с требованием вернуть им их пенсии. И требовать они будут у государства.
Никто не будет слушать, разговоры, что это частный пенсионный фонд, что люди сами сделали свой выбор, что государство не должно отвечать по обязательствам частных лиц и т.д. Повторится история с обманутыми дольщиками. В той ситуации, чтобы предотвратить социальное недовольство 50 - 100 тыс. дольщиков, государство вынужденно было вмешаться в частные отношения застройщиков и покупателей квартир. Государство взяло на себя обязанности по достройке жилья для дольщиков. В случая с пропажей денег пенсионных фондов, государство будет иметь дело не с тысячами людей, а миллионами.
В этом заключается основная причина объединения, пенсионных фондов в единных фонд и передача его в управление Национальному банку. Государство осознало, что рано или поздно именно оно будет нести ответственность за выплату пенсий, и в случае отсутствия денег на счетах у пенсионеров, государство не сможет спрятаться за спину частных пенсионных фондов, и сказать: "Это не Я! Я невиновато! Это все плохие частники разворовали! С них и спрашивайте!".
Некоторые на это начинают приводить аргументы следующего содержания, - "Тогда давайте объединим все банки в один банк, и все страховые компании в одну компанию". Но эти люди, не понимают, что и банки и страховые работают на конкурентном рынке. И если человеку, не понравится как ему выдает деньги страховая компания, или банк, он всегда может пойти в другой банк или компанию. С пенсионными фондами ситуация иная. Мы все в обязательно порядке делаем пенсионные накопления, а получить их сможем только через очень большое количество времени. И даже если вам не нравиться, как работает ваш пенсионный фонд, вы не сможете поменяв его на другой, получить ваши пенсионные накопления раньше установленного срока.
Теперь перейдем ко второму вопросу, который заключается в повышении пенсионного возраста для женщин.
Почему, пенсионная реформа взялась за женщин, становится понятно когда мы посмотрим на срок дожиития, то есть на то, сколько лет в среднем живут женщины и мужчины. Срок дожития жещины 74 года, у мужчины 64 года. Теперь посмотрим, что будет в 10 летнем горизонте планирования.
Через 10 лет, количество женщин пенсионеров будет составлять около 2 млн человек. В это число попадают женщины, которым сегодня от 45 лет до 58 лет (примерно 1,6 млн.), а также сегодняшние женщины-пенсионеры, которые доживут до этого времени (примерно 0,4 млн.).
У мужчин статистика будет другая и более печальная. Количество мужчин, которым сейчас от 50 до 55 лет, составляет 350 тыс. То есть это количество мужчин, которые через 10 лет выйдут на пенсию в 63 года, но затем практически сразу умрут, так как коэффициент дожития у них составляет 64 года.
Теперь, становится ясно, что президент и правительство, просто не хотят содержать 2 млн. женщин-пенсионеров. Посмотрим почему.
Средняя пенсия с учетом базовой, на сегодняшний день составляет 43 000 тенге. Количество пенсионеров, получающих пенсию, составляет примерно 1,6 млн человек. Итого, на выплаты пенсий уходит $5,5 млрд. в год. Если пенсионеров станет минимум 2 млн. человек, то ежегодные затраты на пенсию в нынешних ценах (43 000 тенге), возрастут до $7 млрд., или на $1,5 млрд в год.
Поэтому, президент и правительство и хотят поднять пенсионный возраст для женщин, чтобы сохранить пенсионные расходы на сегодняшнем уровне.
Цифры очень хорошо нам это показывают. Сегодня, количество мужчин с 20 до 63 лет, то есть в возрасте до выхода на пенсию, составляет 4,8 млн. Количество женщин в возрасте с 20 до 53 лет, составляет 4,5 млн. Итого 9,3 млн. людей в трудоспособном возрасте (до выхода на пенсию). Через 10 лет это количество будет следующим: мужчин в указанном возрасте будет 5,5 млн., а женщин будет 4,6 млн. Итого 10,1 млн людей в трудоспособном возрасте. Сейчас, процент пенсионеров к лицам от 20 до пенсионного возраста (64 у мужчин, и 54 у женщин) составляет 17%. Если не изменить пенсионный возраст, то через 10 лет количество пенсионеров к тому же возрасту составит 20%, если же поменять, то процент сохранится на том же уровне.
Некоторые люди говорят, что повышение пенсионного возраста вызвано демографической ямой, в которую мы попадем с 2015 года. Эта яма, вызвана провалом рождаемости и повышением смертности в нашей стране, из-за политики нынешнего правящего класса в период с 1995 по 2005 годы. Например, в 1998 году по сравнению с 1990, естественный прирост упал с 14 человек на 1000 жителей, до 4,6 человека на 1000 жителей, или в 3 раза. Этот демографический провал, продержался до 2005 года, после чего ситуация постепенно выправилась и на сегодняшний день мы имеем естественный прирост на уровне 20 человек на 1000 жителей.
Демографическая яма, значит что на родившихся с 1995 по 2005 год будет приходится повышенная нагрузка, так как их мало по сравнению с приходящимися на них пенсионерами. И этот вопрос начнет вставать уже в 2015 году, когда первым людям родившемся в 1995 году станет 20 лет. За 10 лет, начиная с 2015 года, с рынка труда выйдут 1,1 млн мужчин (которым сейчас от 50 до 63 лет) и 1,7 млн. женщин возраст которых сейчас от 40 до 53 лет. Итого из трудоспособного населения мы потеряем 2,8 млн человек.
В тоже самое время прийдет на рынок труда следующее количество: 1,2 млн мужчин и 1,2 млн женщин, которым сейчас от 10 до 19 лет. Итого пополнение трудоспособного населения за тот же период составит 2,4 млн. Отрицательная разница между пополнением и потерями количества трудоспособного населения составит -400 тыс. человек.
Поэтому, говорят нам некоторые, если мы увеличим пенсионный возраст для женщин, то на рынке дополнительно останется около 1,1 млн женщин, следовательно вместо отрицательного показателя, мы получим рост количества трудоспособного населения. А это резко сократит нагрузку на работающих со стороны пенсионеров.
Те кто так говорит, не понимают экономического устройства нашей страны, а также самих принципов работы пенсионной системы. Во-первых, в нашей стране есть такая категория, как самозанятые, куда в большинстве своем официальной статистикой заносятся фактические безработные. Количество самозанятых составляет около 2,7 млн, на 2011 год. Следовательно при сохранении, нынешнего пенсионного возраста для женщин, самозанятые смогут перекрыть потребности в трудовых ресурсах со стороны экономики. То есть при выходе большого количества женщин на пенсию, самозанятые займут их рабочие места. Безусловно, для переподготовки самозанятых потребуется курсы обучения определенным рабочим специальностям, но это решаемая ситуация.
Во-вторых, - нагрузка на работающее население возможно только в стране, граждане которой своим трудом создают все необходимые товары и услуги. Поясним эту ситуацию на примере. Представим себе, что в стране живут 100 человек, из которых 10 являются пенсионерами. Следовательно в стране работают, то есть производят продукцию только 90 человек. Предположим, что они производят 90 единиц товара, который потом по средствам экономических связей распределяются среди всего общества. Таким образом, один работающий производит один товар, после чего каждый человек в этой стране, в среднем получает 0,9 единицы товара (90 товаров/100 человек).
Теперь предположим, что количество пенсионеров увеличилось до 20 человек. В новой ситуации, если каждый работающий будет по прежнему производить только один товар, это общество произведет только 80 единиц товара, вместо 90. И в этом случае все общество станет беднее, так как теперь 100 человек будут потреблять не 90 единиц, а 80, или вместо 0,9 товара на каждого будет приходится 0,8 товара.
Для того, чтобы общество сохранило свой уровень потребления, при возросшем количестве пенсионеров, каждый из оставшихся 80 работающих, должен произвести больше товара, чем до этого. То есть вместо одной единицы товара, каждый работающий должен произвести 1,125 товара. Только в этом случае, общество по прежнему будет потреблять 90 единиц товара. Как мы видим, в данном случае увеличилась нагрузка на работающих людей, из-за большого количества пенсионеров.
В Казахстане же существует другая экономическая платформа. Мы живем на природной ренте. То есть у нас в реальной экономике (промышленность, с/х и добыча природных ресурсов),
занято 10% трудоспособного населения. А 90% занятых трудится в сфере услуг, или просто потребляют, то что произведено в сфере, где собственно и создается материальное богатство, находящееся в распоряжении общества. Сюда следует добавить, и всех иждивенцев, - дети, пенсионеры, инвалиды и пр. Получается, что реально производит материальные ценности, лишь один человек из десяти. Условно говоря у нас все общество пенсионеры.
Поэтому в нашей экономической ситуации, увеличение количества пенсионеров приводит не к увеличению нагрузки на работающих, а к увеличению суммы сырьевых денег, которое должно быть изъято у собственников сырьевых компаний и передано пенсионерам. Вот именно на это нынешний прявящий класс не хочет идти. То есть придется забирать деньги у себя самого и отдавать из пенсионерам.
Есть еще одно мнение, которое необходимо прокомментировать. Нынешний премьер-министр Казахстана, пояснил, Цитата по КазТАГ:
"что по действующему законодательству за стаж работы, выработанный до 1 января 1998 года, пенсия выплачивается государством. С каждым годом эти выплаты и количество людей, выходящих на пенсию с достаточным стажем работы до 1998 года, будет все меньше. При этом будет увеличиваться число тех, кто должен получать пенсию в основном из накопительной системы.
“И, практически, с 2018 года среди вновь входящих (в пенсионную систему - КазТАГ) пенсионеров, не останется граждан, имеющих полный трудовой стаж. Это означает, что размер солидарной (трудовой) пенсии наших женщин, выходящих на пенсию после 2018 года, будет снижаться. Таким образом, существенную роль будет играть сумма пенсионных накоплений в НПФ, а не из бюджета”, - сказал он."
Фактически, тов. Ахметов, заявил, что начиная с 2018 года пенсионные выплаты пойдут большей частью не из бюджета, а из средств накопленных гражданами на счетах в пенсионном фонде. Прежде чем говорить такие глупости, тов. Ахметову стоить во-первых посмотреть на портфель пенсионных фондов, а во-вторых на государственный бюджет.
Поясним для тов. Ахметова, что портфель пенсионного фонда на 50% состоит из государственных ценных бумаг, то есть из денег, которые государство взяло в долг у будущих пенсионеров и проело в текущем режиме на различные программы, в том числе и выплаты пенсий.
Депозиты в банках составляют еще 10% от денег пенсионных фондов. При этом, количество неработающий кредитов в банковской системе, составляет 40% от общего количества выданных кредитов. То есть фактически этих денег, тоже нет.
Около 25% своих денег, пенсионные фонды вложили в ценные бумаги компаний Казахстана, многие из которых допустили дефолт, то есть не вернули деньги обратно. В их числе Глотур, Транстроймост (владелец тов. Кулибаев) , Астана финанс (владелец тов. Джаксыбеков), БТА банк, Казнефтехим Ордабасы (владелец тов. Сатыбалды), и прочие.
Оставшиеся 10% денег пенсионных фондов, находятся в пути или размещены в акции иностранных компаний, которые после кризиса, очень сильно потеряли в цене.
Теперь представим себе ситуацию, о которой говорит тов. Ахметов. Чтобы пенсионные фонды, смогли начать выплачивать пенсии пенсионерам, им необходимо начать продавать мусорные ценные бумаги, которые они накупили и требовать возврата долгов, которые они выдали государству. Именно поэтому, бюджет будет в обязательном порядке участвовать в финансировании пенсий из НПФ, a то что это будет происходить не на прямую, а через погашение государственного долга перед НПФ, ничего принципиально не меняет. Тов. Ахметову, кажется что если он выдал деньги не из левого кармана, а из правого, то общее количество денег у него в штанах не уменьшиться.
Давайте посмотрим из каких доходов, тов. Ахмедов будет погашать долги правительства перед пенсионными фондами. Для этого посмотрим на республиканский бюджет.
Доходы республиканского бюджета (без учета поступления трансфертов) на 2012 год определены в сумме 3 трлн тенге. На 2013 год в сумме 3,3 трлн. тенге Расходы республиканского бюджета 2012 - 5 трлн. тенге, а в 2013 - 5,152 трлн. Тенге. Мы видим, что доходов республиканского бюджета, не хватает даже, чтобы покрыть текущие расходы. Как же правительство выкручивается?
Спасательный круг для правительства, это гарантированный трансферт из Национального фонда в республиканский бюджет, который составляет 1,2 трлн. тенге ($8 млрд.) ежегодно.
Eжегодные расходы на пенсию при 1,6 млн пенсионеров и средней пенсии в 43 000 тенге, составляют 0,8 трлн тенге ($5,5 млрд.). А все накопления пенсионной системы на сегодняшний день составляют 3,3 трлн. тенге. То есть через три года, все накопления закончатся. А если не поднять пенсионный возраст, то в год на выплату пенсий будет уходить 1 трлн. тенге. При том, что фактически никаких пенсионных накоплений в сумме 3,3 трлн тенге нет.
Следовательно, чтобы выплачивать пенсию пенсионерам, необходимо либо кардинально резать республиканский бюджет, либо увеличивать трансферт из Нацфонда.
Единственная причина повышения пенсионного возраста для женщин, заключается в том, чтобы не дать им снять с пенсионных счетов 3,3 трлн тенге.
Так как во-первых этих денег там фактически нет: 50%пенсионных средств вложенных в государственные ценные бумаги, проедены страной в текущем режиме, в том числе и на выплаты пенсий существующим пенсионерам; 10% от денег пенсионных фондов, которые лежат на депозитах в банках, были выданы компаниям, которые давно являются банкротами (количество неработающих кредитов, составляет 40% от общего количества кредитов выданных банками); 25% своих денег, пенсионные фонды вложили в ценные бумаги компаний которые допустили дефолт, то есть не вернули деньги обратно (Глотур, Транстроймост (владелец тов. Кулибаев) , Астана финанс (владелец тов. Джаксыбеков), БТА банк, Орне 21, Казнефтехим Ордабасы (владелец тов. Сатыбалды), и прочие).
Во-вторых, пока эти деньги заперты в пенсионной системе, они не идут на валютный и потребительский рынок. Если же, начать выдавать эти деньги, женщинам пенсионерам с 58 лет, то эти деньги сразу же пойдут на покупку обычных потребительских товаров. А так как, сами мы ничего не производим, то это сразу же увеличит импорт, ухудшив наш платежный баланс, и одновременно уменьшит ЗВР страны. Например, платежный баланс за 2012 году, является отрицательным (-$3 млрд.), а ЗВР Нацбанка сократился с $33 млрд. до $27 млрд. к концу 2012 года. Следовательно, как только пенсионные деньги войдут в экономику, ЗВР и платежный баланс ухудшатся еще больше.
В нынешней экономической ситуации, единственным решением, позволяющим сохранить пенсионный возраст для женщин нетронутым, является повышение налогов на сырьевые компании, с тем чтобы перераспределить деньги от них к пенсионерам.
Если же страна стоит на правильной экономической платформе, то единственным решением повышения благосостояния всего общества, в том числе и пенсионеров, заключается в том, что экономический рост должен идти быстрее, чем рост населения. Поясним на примере. Предположим, что население страны составляет 100 человек и оно производит 100 товаров. Как мы видим, в среднем каждому гражданину достается по одной единице товара.
Затем предположим, что производство товаров, выросло до 110 единиц, а население выросло до 111 человек. Мы видим, что в стране произошел экономический рост на 10% (на 10 единиц товара), но в целом население стало жить беднее, так как теперь на каждого человека приходится не одна единица товара, как было раньше, а только 0,99 (110 товаров/111 человек).
Для того, чтобы благосостояние население выросло, производство товаров должно расти быстрее роста населения, то есть при росте населения до 111 человек, производство должно вырасти минимум до 112. Тогда получится, что каждый гражданин в среднем получает по 1,01 единицы товара, то есть больше чем прежде.
Поэтому экономическая ситуация в Казахстане будет ухудшаться, так как рост доходов от сырья, растет медленее, чем численность населения. Нам надо либо увеличивать пошлины на нефть до уровня России, либо создавать дополнительные товары самим.