Иран
Национализация прошла в 1951-1979 гг.
МНК («British Petroleum», «Royal Dutch Shell», 5 американских нефтяных компаний («Standard Oil Company of New Jersey» (нынешняя Exxon), «Socony Mobil Oil» (нынешняя Mobil), «Standard Oil of California» (нынешняя Chevron), «Texaco», «Gulf Oil Corporation», Compagnie Francaise des Petroles (нынешняя Total).
1. BP plc — британская нефтегазовая компания. Компания была основана в 1909г. (до мая 2001г. компания носила название British Petroleum). Основатель компании British Petroleum Уильям Нокс д’Арси в мае 1901г. получил у иранского шаха концессию на 60-летнюю монопольную эксплуатацию нефтяных источников на 75% территории Ирана. В первые годы компания не добилась результатов. Столкнувшись с отсутствием квалифицированного персонала, отношением со стороны местных жителей, а также недостаточной поддержкой персидского правительства, финансовые ресурсы компании пошатнулись. В мае 1908г. Уильям Нокс д'Арси открыл нефтяные месторождения в Иране (нефтяные поля Машид и Сулейман, юго-западная часть Персии) и в июле 1909г. создал «Англо-Персидскую нефтяную компанию» (далее - АПНК) (Anglo-Persian Oil Company; APOC) для добычи иранской нефти и ее экспорта в другие страны. Доля Ирана в компании составляла 16%. Основным владельцем APOC стала компания Burmah Oil. В двадцатые и тридцатые годы XX века компания АПНК сохраняла монополию на любые операции с иранской нефтью. В 1928г. иранский правитель Реза Шах Пехлеви потребовал от АПНК увеличить выплаты Ирану, а после того, как переговоры по этому вопросу затянулись, и вовсе аннулировал концессию АПНК. Однако компания вернула себе право на добычу иранской нефти, согласившись ежегодно выплачивать 975 тысяч фунтов стерлингов. 27 ноября 1932г. нефтяная концессия д'Арси была отменена. 29 апреля 1933г. было заключено новое концессионное соглашение между АПНК и иранским правительством. Под давлением Реза Шаха, который требовал прекратить именовать Иран Персией, в 1935г. АПНК получила новое название – «Англо-иранская нефтяная компания» (далее - АИНК) (Anglo-Iranian Oil Company; AIOC). Отношения с Ираном у АИНК продолжали оставаться непростыми и в 1940-е годы. В 1946г. на нефтеперерабатывающем заводе в Абадане состоялась забастовка рабочих, требовавших от компании соблюдать трудовое законодательство. АИНК сперва использовала для устрашения британские военные корабли, вставшие у берега, но затем согласилась пойти на уступки. В начале 1950-х годов к власти в Иране пришли националистически настроенные силы. 15 марта 1951г. иранский парламент принял закон о национализации нефтяных месторождений, в результате которого АИНК потеряла право на добычу углеводородов. В апреле того же года премьер-министром Ирана стал Мохаммед Мосаддык, который крайне критически относился к деятельности АИНК. После этого компания организовала мировой бойкот иранской нефти и вывезла из страны всех своих специалистов. Национализация нефти фактически явилась причиной разрыва дипломатических отношений между Великобританией и Ираном и британской попытки инициировать санкции ООН против Ирана. В августе 1953г. американские спецслужбы организовали в Иране переворот, в результате которого Моссадык был свергнут, а британцы получили возможность вернуть себе влияние на иранскую экономику. Лишь спустя три года переговоров конфликт был урегулирован путем создания консорциума нефтяных компаний. К 1954г. компания была переименована в British Petroleum Company и имела в своем портфеле 40% акций консорциума. В 1954г. уступила свои права на эксплуатацию иранских нефтяных месторождений МНК. Крупнейшим акционером British Petroleum выступает правительство Великобритании. Для АИНК, которая в 1954г. сменила название на British Petroleum, ценой переворота оказалась потеря монополии на иранскую нефть. Британская компания вернула контроль лишь над сорока процентами месторождений, в то время как еще сорок процентов отводилось американским компаниям, а остальные двадцать процентов - нидерландской и французской компаниям. В связи с этим компания изменила стратегию и решила не ограничиваться иранской нефтью. В частности, в 1950-е годы British Petroleum вела разведку в Кувейте, Ираке, Ливии, в 1956г. обнаружила первые месторождения в Нигерии. В 1970-е годы влияние British Petroleum на Ближнем Востоке и в других развивающихся странах сильно ослабло после того, как созданная незадолго до этого Организация стран экспортеров нефти фактически взяла в этих странах под контроль как добычу нефти, так и ценовую политику. После исламской революции 1979г. в Иране новые власти изначально вели переговоры с British Petroleum (в отличие от американских компаний), но затем объявили о национализации нефтяной добычи. Доказанные запасы нефти BP на 2011г. составляют 17,7 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте. Общая добыча нефти компании на 2011г. составила 3,5 млн. б/д. Объем продаж на апрель 2012г. составил $ 375,5 млрд. Рыночная стоимость компании на апрель 2012г. составила $ 147,4 млрд.
2. Royal Dutch Shell plc. — нидерландско-британская нефтегазовая компания. Создана в 1907г. путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd. Летом 2005г. акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005г. Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию — в главного получателя инвестиций в мире (они выросли втрое, до $ 164,5 млрд.). Shell ведёт геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 40 странах мира. Доказанные запасы нефти и газа на 2011г. составили 14,3 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте. Ежедневный уровень добычи на 2011г. составил 3,2 млн. баррелей в нефтяном эквиваленте.
Объем продаж на апрель 2012г. составил $ 470,2 млрд. Рыночная стоимость компании на апрель 2012г. составила $ 227,6 млрд.
3. Exxon Mobil Corporation - американская компания. Нынешняя компания стала результатом слияния в 1999г. крупнейших американских нефтяных компаний Exxon и Mobil. Основные владельцы компании - инвестиционные фонды, институциональные и частные инвесторы. Доказанные запасы – 24,9 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. Общая добыча компании на 2011г. составила 4,5 млн. б/д. Объем продаж на апрель 2012г. составил $ 433,5 млрд. Рыночная стоимость компании на апрель 2012г. составила $ 407,4 млрд.
4. Chevron Corporation — вторая после ExxonMobil интегрированная энергетическая компания США, одна из крупнейших корпораций в мире. Основана в 1879г. в городе Пико-Каньон, Калифорния. В 2001г. поглотила компанию Texaco, получив наименование ChevronTexaco. В 2005г. вернулась к прежнему наименованию. По состоянию на 31 декабря 2011г. общие доказанные запасы Chevron составили 8,5 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. Общая добыча нефти компании на 2011г. составила 2,7 млн. б/д. Объем продаж на апрель 2012г. составил $ 236,3 млрд.Рыночная стоимость компании на апрель 2012г. составила $ 218 млрд.
5. Total S.A. — французская нефтегазовая компания. Компания была основана в 1924г. под названием Compagnie française des pétroles, название Total появилось в 1985г. После поглощения бельгийской компании Petrofina в 1999г. получила название Total Fina. Затем, в 2000г., после слияния с французской Elf Aquitaine, получила название TotalFinaElf. С 2003г. компании было возвращено название Total. Доказанные запасы на 2011г. составили 11,4 млрд. баррелей нефтяного эквивалента. Общая добыча нефти компании на 2011г. составила 2,4 б/д. Объем продаж на апрель 2012г. составил $ 216,2 млрд. Рыночная стоимость компании на апрель 2012г. составила $ 132,4 млрд.
Казахстан
Акционерное общество «Разведка Добыча «КазМунайГаз» было создано в марте 2004г. путем слияния АО «Узеньмунайгаз» («ОМГ») и АО «Эмбамунайгаз» («ЭМГ»). АО «РД КМГ» является дочерней компанией АО «Национальная Компания «КазМунайГаз». РД КМГ приобрела 50% доли в ТОО СП «Казгермунай» в апреле 2007г., 50% доли в CCEL (АО «Каражанбасмунай») в декабре 2007г. и 33% Петроказахстан Инк. в декабре 2009г., что способствовало увеличению объемов добычи и обеспечило существенный прирост запасов нефти. Объем добычи Компании с учетом долей в компаниях ТОО «СП «Казгермунай», CCEL (АО «Каражанбасмунай»), «ПетроКазахстан Инк.» и ТОО «НБК» в 2010г. составил 270 тыс. б/д. По состоянию на 31 декабря 2010г. доказанные и вероятные запасы нефти на основных активах РД КМГ (ОМГ и ЭМГ) составили 1,7 млрд. баррелей; а с учетом долей в совместных предприятиях, около 2,1 млрд. баррелей. Месторождение Узень – крупнейшее в портфеле основных активов РД КМГ, на его долю приходится 73% всех запасов и 68% всего объема добытой продукции. Ключевыми производственными активами Компании являются ее два производственных филиала: Узеньмунайгаз (ОМГ) и Эмбамунайгаз (ЭМГ), с общим уровнем добычи 177 тыс. баррелей нефти в сутки в 2010г. Объем продаж на апрель 2012г. составил 4,9 млрд. Рыночная стоимость компании на апрель 2012г. составила $ 8 млрд. По состоянию на 1 января 2010г. доказанные запасы нефти Казахстана составили 30 млрд. баррелей.
13. Положения после национализации
Иностранных компаний нет, всей добычей нефти занимается Иранская национальная нефтяная компания (ИННК), которая 100% принадлежит государству.
1. ИННК (National Iranian Oil Company; NIOC). Основана в 1948г. для руководства нефтяной отраслью. Однако, компания не смогла наладить экспорт своей продукции из-за бойкота, объявленного крупнейшими транснациональными нефтяными компаниями, которые господствовали на мировом рынке и выступили против политики национализации в Иране. В 1954г., после свержения правительства Мосаддыка, шах заключил новое соглашение с МНК, в котором участвовали американская (40% капитала), британская (40%), смешанная англо-нидерландская (14%) и французская (6%) компании, а ИННК сохраняла номинальное право собственности на месторождения. Вплоть до исламской революции 1979г. консорциум оставался основным производителем иранской нефти и распоряжался месторождениями, на которые приходилось около 90% всей добычи. Штаб-квартира расположена в Тегеране. 100% акций компании находятся у правительства Ирана.
14. Законодательная база
1. 15 марта 1951г. иранский меджлис принял закон о национализации нефтяной промышленности. Данный закон провозглашал принцип национализации. Автором закона стал будущий премьер-министр Мохаммед Мосаддык.
2. 26 апреля 1951г. нефтяная комиссия меджлиса приняла проект закона о проведении национализации нефтяной промышленности. Закон намечал конкретные меры по реализации принципа национализации. Для наблюдения и контроля за выполнением данного закона было предусмотрено создание смешанной комиссии – из членов обеих палат и правительства. Закон предусматривал немедленную передачу имущества АИНК в собственность иранского государства. Правительство обязано было под наблюдением комиссии провести ревизию финансовой отчетности компании. Компания должна была разработать устав Иранской национальной нефтяной компании (ИННК), а также программу подготовки иранских специалистов по нефти. Статья закона предусматривала, что иранское правительство должно рассматривать справедливые претензии обеих сторон (ИННК и АИНК) под наблюдением смешанной комиссии и представлять свои предложения и сенату и меджлису. Закон предусматривал выплату компенсации прежнему владельцу, т.е. АИНК. В первом пункте проекта говорится: «Во имя счастья иранского народа нефтяная промышленность Ирана национализируется по всей стране без исключения. Т.е. все операции по разведке, добыче и использованию нефтяных ресурсов отныне осуществляются иранским правительством». 29 апреля 1951г. было сформировано правительство во главе с Мосаддыком. Главной задачей нового правительства была осуществление закона от 15 марта 1951г. Закон о национализации нефтяной промышленности приводит к разногласиям с Великобританией, поскольку в соответствии с Нефтяным соглашением 1933г. условия концессии, предоставленной Англо-иранской нефтяной компании, не могут быть изменены в одностороннем порядке, а все возникающие противоречия должны решаться в арбитраже. Согласно неравноправному англо-иранскому договору нефтяные месторождения Ирана сдавались в концессию сроком на 60 лет принадлежащей Великобритании АИНК. В октябре 1951г. правительство Мосаддыка удалило всех английских специалистов с нефтепромыслов и нефтеперегонных заводов. Из-за отъезда британских специалистов и введённого Британией нефтяного эмбарго добыча нефти практически остановилась. Из-за сокращения добычи нефти сократились поступления в бюджет страны, но правительство выступало против иностранного диктата. С 1951г. резко сократились объемы экспорта нефти Ирана, так как по инициативе Великобритании против Ирана были приняты санкции по отношению к иранской нефти, которые препятствовали вывозу нефти за рубеж. Международные нефтяные компании четко соблюдали условия санкций против иранской нефти. Это привело к тому, что экспорт иранской нефти сократился с 241,4 млн. баррелей в 1952г. до 10,6 млн. баррелей в 1952г. Положение усугублялось еще военной морской блокадой страны со стороны Великобритании. В ответ на объявленную англичанами блокаду Мосаддык был вынужден заключить торговое соглашение с Советским Союзом и начать переговоры с Венгрией, Польшей и Чехословакией. По инициативе Великобритании были заморожены валютные резервы Ирана на сумму в 26 млн. фунтов стерлингов. 22 октября 1952г. дипломатические отношения с Великобританией были разорваны. Правительство в феврале 1952г. выпустило облигации национального займа на сумму $ 25 млн. Представители низших слоев общества, простые торговцы на базарах приобретали облигации национального займа, но состоятельные люди отказывались от их покупки. Вопреки всем прогнозам государственный бюджет в 1951—1954гг. увеличился в 6 раз по сравнению с прошлыми годами. Государственные обязательства перед рабочими нефтяной промышленности по вопросам выплаты зарплаты, несмотря на сокращение импорта нефти, остались в силе. Тем не менее, положение правительства с каждым днем все ухудшалось. Правительство консерваторов Великобритании вместо поиска путей решения кризиса, предприняло меры к осуществлению переворота. США также выступили в поддержку Великобритании. Вначале казалось, что США поддерживали правительство Мосаддыка в его борьбе против Великобритании. Американская администрация обещала продолжать оказание помощи Ирану и предоставить кредит Импэксбанка в размере $ 25 млн. Переговоры об этом шли еще с 1951г. В ноябре 1952г. Мосаддык направил президенту Трумэну просьбу о предоставления кредита и заявил, что «Иран имеет возможность получить огромные доходы от продажи нефти». Позже Мосаддык и Кашани еще раз обратились к Эйзенхауэру с просьбой о предоставлении кредита на этот раз в размере $ 100 млн. и предложили американским нефтяным компаниям покупать иранскую нефть. Эйзенхауэр информировал Мосаддыка о том, что США в настоящее время не имеют возможность оказать помощь Ирану и покупать его нефть. Единственная помощь, которую США оказывали Ирану, были консультации по военным вопросам и предоставление помощи для армии и полиции Ирана. Но Мосаддык отказался принять эту помощь, потому что не хотел, чтобы вопросы, касающиеся национальной обороны, зависели от помощи Запада.
Американские власти не захотели смириться с потерей своего влияния и нефтяных преференций. Для решения этой проблемы было решено свергнуть правительство Мосаддыка, что и было сделано с помощью спецслужб в 1953г. Сразу же после переворота под эгидой правительства США началось рассмотрение возможных путей разрешения проблемы иранской нефти. В декабре 1953г. в Лондоне представители семи крупнейших англо-американских нефтяных корпораций для организации добычи и сбыта иранской нефти решили создать Международный нефтяной консорциум (МНК).
3. 19 сентября 1954г. правительство Ирана подписало соглашение с МНК (одобрено меджлисом 21 октября) о передаче ему права добычи и переработки южноиранской нефти, которым ранее пользовалась АИНК («British Petroleum»). Новый премьер-министр Фазулла Захеди отменил закон о национализации нефтяных месторождений и вернул их бывшим хозяевам, а в декабре 1953г. восстановил дипломатические отношения с Великобританией. Решающая помощь американского правительства шаху и господствующему классу в свержении правительства Мосаддыка обеспечила компаниям США внушительную долю в иранской нефти. 40% акций консорциума получила английская компания «British Petroleum»; 14% - англо-голландская «Royal Dutch Shell»; 40% - пять американских нефтяных компаний («Standard Oil of New Jersey», «Socony Mobil Oil», «Standard Oil of California», «Texaco», «Gulf Oil Corporation») и 6% — французская «Компани франсез де петроль». Соглашение устанавливало выплаты Ирану 50% суммы чистых прибылей компаний, входивших в консорциум. Вся промышленная и коммерческая деятельность была сосредоточена в руках компаний – членов консорциума. Срок действия соглашения определён на 25 лет — до конца 1979г. Соглашение фактически ликвидировало постановление 1951г. о национализации нефтяной промышленности. Кроме того, Иран выплатил АИНК 25 млн. фунтов стерлингов в возмещение ущерба, нанесенного ей национализацией 1951г. ИННК формально предоставлялось право контролировать деятельность оперативных и коммерческих компаний, объединенных в МНК. Однако, в целом, соглашение не обеспечивало полный суверенитет Ирана над его нефтяными ресурсами, что предусматривалось иранскими законами, касавшимися национализации нефти.
4. В июле 1973г. Иран подписал новое соглашение с МНК. Формально ИННК получила право на самостоятельную эксплуатацию и установление контроля над всеми запасами нефти и газа и имуществом нефтяной промышленности, находившимися в распоряжении МНК. Новое соглашение не ликвидировала полностью преимущественные права МНК на экспорт иранской нефти. Кроме того, соглашение не предусматривало фактического прекращения деятельности МНК в Иране. МНК как объединение крупнейших нефтяных монополий сохранялся. Взамен бывших «компаний-производителей» консорциум создавал специальную «Компанию услуг», выполнявшую от имени ИННК те же функции, которые прежде входили в компетенцию автономно действовавших компаний-участниц МНК. Разница состояла в том, что она действовала в качестве подрядной организации. Новое соглашение продлевало сроки контроля со стороны англо-американских нефтяных корпораций над добычей и сбытом большей части (70%) иранской нефти. Если срок соглашения 1954г. истекал в 1979г., то действие соглашения 1973г. должно было закончиться к 1993г. В 1973г. все имущество МНК было передано Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) с гарантией поставок нефти в распоряжение МНК в течение 20 лет и отчисления последним в пользу Тегерана 60% суммы прибылей. В результате повышения цен на нефть и отчислений от МНК в пользу ИННК нефтяные доходы Ирана выросли с $ 2,4 млрд. в 1972г. до $ 20 млрд. в 1974г. После заключения данного соглашения добыча большей части иранской нефти осуществлялась «Компанией услуг». Таким образом, в 1973г. консорциум стал пользоваться месторождениями только на правах субаренды, получив на длительный срок право на продажу и поставки нефти; контроль за добычей перешел к ИННА. 42 Соглашение 1973г. еще не воплотило в жизнь полного суверенитета Ирана над своими природными ресурсами.
5. Проведённая в 1954 и 1973 национализация нефтедобывающей промышленности носила формальный характер. В ходе революции 1979г. осуществлена фактическая национализация экономики (доля государственного сектора в промышленном производстве достигла 80% в конце 1981г.) После революции 1979г. закон о национализации нефтепромыслов от 15 марта 1951г. был восстановлен. 40 1 апреля 1979г. была официально провозглашена Исламская Республика Иран. Новое правительство установило полный контроль над добычей и сбытом нефти, ранее находившимися в руках МНК. В мае 1979г. иранское правительство в одностороннем порядке заявило о приостановлении действия соглашения, заключенного в 1973г. между ИННК и компаниями, входившими в МНК и о передаче прав, принадлежавших ранее иностранному капиталу, к ИННА. Было объявлено, что Компания нефтяных услуг, учрежденная консорциумом для добычи иранской нефти, ликвидируется. Иран потребовал возвращения оборудования и всех материальных средств, переданных ранее ИННК в распоряжение Компании нефтяных услуг. С этого времени добыча, переработка и транспортировка нефти в бывшей зоне соглашения 1954г. впервые полностью перешли к ИННК.
6. Летом 1979г. для урегулирования финансовых вопросов в Лондоне начались переговоры между представителями ИННК и МНК. Иностранные компании потребовали от Ирана выплаты компенсации в размере $ 350 млн. Эти переговоры окончились безрезультатно. 48
7. 28 сентября 1979г. впервые было создано Министерство нефти для управления промышленной и коммерческой деятельностью в сфере нефти и газа. 48 Министерство нефти Ирана управляет нефтяной промышленностью страны, добычей нефти и нефтехимических продуктов, отвечает за все вопросы, относящиеся к разведке, добыче, эксплуатации, распределению и экспорту сырой нефти и нефтепродуктов. В настоящее время Министерство нефти осуществляет руководство тремя основными государственными компаниями: National Iranian Oil Company (NIOC), National Iranian Gas Company (NIGC), National Petroleum Company (NPC). NIOC проводит нефтегазопоисковые работы и добычу нефти и газа. NIGC отвечает за сбор, обработку, переработку, транспортировку, распределение и экспорт газа и газовых жидкостей. NPC обеспечивает нефтехимическое производство, распределение и экспорт нефтепродуктов.
8. Согласно иранской конституции, утвержденной в декабре 1979г., запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК).
9. В марте 1980г. Революционный Совет Ирана принял закон, касавшийся сотрудничества ИННК с иностранными компаниями. Согласно этому закону была создана специальная комиссия, которой вменялось в обязанность изучение всех соглашений, заключенных с иностранными фирмами, с точки зрения их соответствия закону 1951г. «Об осуществлении национализации нефтяной промышленности Ирана». Комиссия нашла все эти соглашения «противоречащими закону о национализации нефти» и поэтому объявила их потерявшими силу. Министр нефти довел это решение до сведения всех заинтересованных иностранных нефтяных компаний. Вместе с тем он поручил комиссии изучить любые претензии, вытекавшие из расторжения соглашений, и вести дела, по возможности, через международные каналы до окончательного их решения и восстановления законных прав иранского народа. Заключение комиссии было опубликовано в сентябре 1981г. В нем указывалось, что существовавшие до революции условия сотрудничества ИННК с иностранными нефтяными корпорациями никоим образом не соответствует принципам национализации иранской нефти и что указанные условия не обеспечивают полный суверенитет Ирана над своими природными богатствами. Таким образом, отныне управление нефтяной промышленностью полностью перешло в руки Ирана.
10. В сентябре 1980г. Иранские власти учредили специальную компанию (в качестве филиала ИННК), которой вменялось в обязанность с 1981г. закупать за рубежом необходимые для нефтяной промышленности страны оборудование и технологии. До и после заключения соглашения о нефти в 1973г. эту функцию выполняла «Iranian Oil services» дочерняя компания МНК. 48