KZ RU EN

Турецкая революция (19 мая 1919 – 29 октября 1923)


В настоящей статье Дана Жол рассматривает причины турецкой революции и ее последствия. Турецкая или Кемалистская революция — национальная революция, осуществленная под руководством М. Кемаля Ататюрка в 1919-1923 гг. против турецкого султана, имевшего титул халифа (глава мусульманской общины), и поддерживавших его феодалов-чиновников стоявших на религиозной платформе.

Причины турецкой революции:
• Угроза полной потери национальной независимости в результате поражения Турции в первой мировой войне;
• Капитуляция и полное подчинение султанского правительства Англии и Францией;
• Оккупация и ввод войск Франции и Англии на территорию Османской империи;
• Подписание Мудросского перемирия (1918 г.) и Севрского мирного договора (1920 г.);
• Потеря большей части территории Османской империи, - Северной Африки и Египта, Ирака, Сирии, нынешней Саудовской Аравии и т.д.

Цели:
• Борьба против иностранных захватчиков и сохранение остатков Турецкой империи;
• Ликвидация султаната и халифата;
• Превращение полуфеодальной, полуколониальной Турции в независимое национальное буржуазное государство.

Результаты и последствия:
• Юридическое признание суверенитета Турции, ее территориальной целостности и независимости;
• Отмена режима капитуляций, международного финансового контроля и политических привилегий иностранных концессионеров;
• Ликвидация султаната (1922 г.) и халифата (1924 г.);
• Подписание Лозаннского мирного договора (1923 г.);
• Провозглашение Турецкой республики (1923 г.).

Причины Турецкой революции
В первой мировой войне (1914-1918 гг.) Османская империя приняла участие на стороне Германии. После поражения Османской империи и подписания Мудросского перемирия державы-победительницы приступили к разделу ее территории и поставили под свой контроль столицу империи — Стамбул. Мудросское перемирие было подписано 30 октября 1918 г. представителями Великобритании и султанского правительства Турции на борту английского крейсера «Агамемнон» в порту Мудрос. Турция была вынуждена принять продиктованные тяжелые условия:
• открытие проливов для военных флотов Антанты и предоставление союзникам права оккупировать форты Босфора и Дарданелл (ст. 1);
• сдача турецких гарнизонов, оставшихся в арабских территориях Османской империи, - Ирак, Сирия, Хиджаз и Йемен;
• эвакуация турецких войск из Ирана, из занятой ими части Закавказья и из Киликии (ст. 11 и 16);
• согласие на оккупацию союзниками 6 армянских вилайетов «в случае беспорядков в одном из них» (ст. 24), а также вообще любого стратегического пункта в Турции, «если обстоятельства сделались бы угрожающими для безопасности союзников» (ст. 7);
• немедленная демобилизация турецкой армии (ст. 5);
• передача турецких военных кораблей Антанте (ст. 6);
• установление контроля союзников над радио, телеграфом (ст. 12) и железными дорогами (ст. 15);
• предоставление союзникам права пользоваться всеми портами и причалами (ст. 8);
• безоговорочное возвращение военнопленных из числа подданных союзных держав с оставлением военнопленных турок в распоряжении союзников (ст. 22);
• разрыв Турцией всяких отношений с центральными державами (ст. 23).
Результатом поражения в войне стала практически полная потеря Османской империей всех своих территорий. Сирия и Ливан перешли под контроль Франции. Палестина, Иордания и Ирак — Великобритании. Hа западе Аравийского полуострова при поддержке англичан (Лоуренс Аравийский) образовались независимые государства: Хиджаз, Неджд, Асир и Йемен. Впоследствии Хиджаз и Асир вошли в состав Саудовской Аравии. Турция отказывалась от всех прав в Египте и признавала английский протекторат над ним. Турция утрачивала также всякие права в отношении Судана, признавала британскую аннексию Кипра и протекторат Франции над Марокко и Тунисом. Турция отдавала Италии все свои права на острова Эгейского моря (Додеканез).
13 ноября 1918 г., в соответствии с условиями перемирия, Антантой был оккупирован Константинополь — началась интервенция в Турцию стран Антанты, Греции и новосозданной Демократической республики Армения. Таким образом, условия Мудросского перемирия имели целью подготовить окончательный раздел Турции. Окончательные итоги Первой Мировой войны в регионе подвел Севрский мирный договор, подписанный 10 августа 1920 г. султанским правительством Турции и державами-победительницами (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и Арменией). Результатом которого стало отторжение от Османской империи арабских районов и расчленение турецкой территории.
Принятие этих условий султанским правительством вызвало негативную реакцию турецкого народа и армии. Султан заявил, комментируя условия перемирия: «Какими бы суровыми ни были эти условия, мы принимаем их. Дружественная политика Англии, по нашему мнению, не изменилась. Позже мы сможем завоевать их прощение и их милость». Султанское правительство расписалось в собственной беспомощности. Выкупая ценой национальной катастрофы собственную жизнь, султан и особенно его окружение стали удобным орудием в руках империалистов-захватчиков. В правление этого султана, Мехмеда V Решада, было много войн в результате которых страна терпела постоянные поражения. B Балканской войне 1912-1913 гг. Турция потерпела поражение, передав Италии Триполи. Повсюду царили безнравственность и взяточничество.
Первая мировая война, привела к огромным потерям среди населения империи. Из двух миллионов восьмисот тысяч мобилизованных более шестьсот тысяч погибших, четыреста тысяч раненых, более полутора миллионов пропавших без вести.
Подавляющая часть населения Османской империи бедствовала, в то время как султан и феодалы-чиновники, на которых он опирался, транжирили огромные деньги в кабаре, тавернах и ресторанах. Голод и нищета, полуразрушенные жилые кварталы и богатые особняки, просящие милостыню инвалиды войны, певцы канто и зарубежные артисты стали неотъемлемой частью печального образа Стамбула того времени. Четыре года мировой войны подорвали экономику страны, сельское хозяйство. Поголовье скота уменьшилось с 45 до 19 млн. Инфляция развивалась головокружительными темпами: стоимость предметов первой необходимости в месяц поднялась с 235 пиастр в июле 1916 г. до 4717 в 1918 г. Македонцы, армяне, греки, арабы, турки — никто больше не верил в существование Османских соединенных штатов.
С 1517 года турецкие султаны сочетали титулы императора и халифа, формального лидера исламского мира. Это придавало легитимность как имперским завоеваниям в исламском мире, так и абсолютной власти монарха внутри собственно турецкой ее части. Kонцепция государства в Османской империи имела смысл только в религиозном контексте. Религия обеспечивала не только законность политического руководства, но и его стабильность. Кроме того, религия была связующим звеном между центром и периферией Османской империи, в которой все местное управление находилось под опекой исламского духовенства. Оно же выполняло функции контроля за деятельностью всех элементов управления. По существу османская бюрократия состояла из двух отдельных бюрократических структур. Одной из них была гражданская бюрократия капыкулу, а другой — «религиозная бюрократия», формировавшаяся из лиц, прошедших обучение в медресе. В сфере ответственности «религиозных бюрократов», улемов, находились три важнейшие области: система образования, судебная система и толкование шариата, являвшегося основой правовой системы империи.
Турецкий султан (халиф), опиравшийся на феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе, довел страну до краха. Когда-то сильнейшая мусульманская страна была уничтожена из-за политики правящего класса, - турецкого султана и феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе. Вместо того, чтобы на основе ислама продолжать строить мощное и развитое государство, турецкий султан использовал религию как инструмент для удержания власти и ограбления собственного народа. Такая политика привела к тому, что Османская империя, не смогла создать мощную промышленность, опирающуюся на научно-технический прогресс. В итоге это закончилось разгромом и развалом, когда-то сильнейшего исламского государства. Угроза распада страны и прекращения государственности подтолкнула национально-прогрессивные силы турецкого общества к революции.
Руководящую роль в организации и проведении национально-освободительной революции сыграли феодалы-чиновники, стоявшие на светской националистической платформе, - турецкая интеллигенция и офицерство, из среды которого вышел Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк).
Мустафа Кемаль Ататюрк pодился в 1881 г. в Салониках в Греции, на территории Македонии. Отец его был среднего ранга таможенным чиновником, мать - крестьянкой. Когда разразилась первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев, был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. У Галлиполи с начала апреля 1915 г. он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив прозвище «Спаситель Стамбула», это была одна из редких побед турок в Первой мировой войне. В 1916 г. Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление русских войск на юге Кавказа. В 1918 г., в конце войны, он командовал 7-й армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами.
Кемаль был популярен среди офицеров и солдат личной честностью и патриотизмом. После заключения Мудросского перемирия Кемаль эвакуировал свои войска с Киликии и пытался организовать сопротивление английским войскам, но, не получив поддержки со стороны султанского правительства, подал в отставку и уехал в Стамбул, где начал группировать вокруг себя лиц, недовольных примиренческой политикой султанского правительства по отношению к странам Антанты. Но оккупированный Стамбул не был удобным местом для организации отпора иностранным захватчикам, тогда как из Анатолии приходили вести о развернувшейся там борьбе крестьянских партизанских отрядов против оккупантов.
Кемаль, получив при содействии друзей командировку в Восточную Анатолию в качестве инспектора армии, в мае 1919 г. прибыл в Самсун. В Анатолии уже существовали не только партизанские отряды, но и буржуазные национально-революционные организации. Hациональные силы были раздроблены и действовали несогласованно. Кемаль приступил к их объединению. Он разослал по всей стране циркулярные письма, в которых говорилось, что «неприкосновенность родины и независимость нации находится в опасности», что «центральное правительство не в состоянии выполнить свой долг» и что поэтому «необходимо созвать в Анатолии национальное собрание, свободное от всякого влияния и контроля». Прошло немного времени, и султанское правительство, находящееся в Стамбуле, поняло свою ошибку. Султан приказал Кемалю вернуться в Стамбул, но тот подал в отставку и объявил, что остается в Анатолии как частное лицо, окончательно связав свою судьбу с национальным движением.
Необходимо понимать, что к этому времени Османская империя прекратила свое существование. Вся страна находилась под оккупацией войск Англии и Франции, и стоял вопрос о том, что этнические турки, будут лишены возможности иметь свое государство. Турецкий султан (халиф) фактически предал свой народ, и перешел на сторону иностранных захватчиков. Он использовал свою власть, как халифа (главы всех мусульман), как средство, чтобы заставить повиноваться оккупантам. Таким образом, султан и феодалы-чиновники, стоявшие на религиозной платформе, надеялись сохранить остатки своей власти.

Ход революции
В июле 1919 г. в Эрзеруме состоялся конгресс общества защиты прав восточных вилайетов, а в сентябре в Сивасе - всетурецкий конгресс Обществ защиты прав, созванные М. Кемалем. Оба конгресса своими декларациями и манифестами сформулировали требование независимости и суверенитета для турецкой нации. На Сивасском конгрессе было создано объединенное всетурецкое Общество защиты прав Анатолии и Румелии и его центральный орган - Представительный комитет под председательством Мустафы Кемаля и явившийся по существу первым временным правительством новой Турции.
16 марта 1920 г. Стамбул был официально оккупирован, управление передано союзническим верховным комиссарам, парламент разогнан, на пост великого визиря назначен английский ставленник. В ответ на это Представительный комитет созвал в Анкаре 23 апреля 1920 г. новый парламент (меджлис), состоявший частью из бежавших в Анатолию депутатов оттоманского парламента (105 человек), частью из вновь избранных депутатов (233 человека). Этот парламент принял название Великого Национального Собрания Турции (ВНСТ) и объявил себя единственной законной властью в стране. Председателем ВНСТ стал Мустафа Кемаль. Собрание декларировало независимость и целостность Турции, объявленных в Национальном обете. Затем, правительство Кемаля заключилa союз с Советским правительством, против Армении. В результате военного поражения, нанесенного Армении войсками Кемаля и Советской России, территория Армении сокращалась до Эриванского и Гокчинского районов. K Турции отошли города Карс, Ардаган, Сарыкамыш. А оставшая часть Армении вошла в состав Советской России.
На турецко-греческом фронте турецкие войска, отказавшиеся подчиняться султану и перешедшие на сторону Кемаля, сначала потерпели поражение от греческой армии. K лету 1921 г. греческой армии удалось оккупировать почти весь запад Малой Азии. В результате военных поставок со стороны Советской России, и ведения жесткой дисциплины в войсках, Кемалю удалось создать армию, которая в итоге полностью разгромила Грецию. Bойна закончилась для Греции полным разгромом и греко-турецким обменом населением.

Результаты и последствия Кемалистской революции
Чтобы добиться успеха в борьбе за мирный договор, с Англией, Францией, продолжавшими оккупировать территорию Турции, необходимо было ликвидировать ту силу, которая поддерживала интервентов и оккупантов. Этой силой был султанат. Потому что турецкий султан и поддерживающие его феодалы, стоящие на религиозной платформе, готовы были пойти на любое соглашение с оккупантами, лишь бы сохранить собственную власть. Вокруг вопроса об упразднении султаната в ВНСТ разгорелась ожесточенная борьба между его радикальным крылом во главе с М. Кемалем и реакционно-консервативным крылом, к которому принадлежали не только «чалмоносцы», но и другие реакционные элементы. 1 ноября 1922 г. меджлис принял закон об упразднении султаната в Турции. В 1923 г. султан Турции Мухаммед VI был низложен и укрылся на британском военном корабле. Однако вскоре его наследник, принц Абдул-Меджид, принял титул халифа. В течение полугода в Турции формально существовало двоевластие — власть президента республики и власть халифа. Лишь в марте 1924 г. халифат был упразднен законом. 24 июля 1923 г. был подписан Лозаннский мирный договор на Лозаннской конференции 1922-1923 гг. между Турцией и ее противниками в мировой войне (Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией, Югославией). Территориальные статьи Лозаннского мирного договора (ст. 2-22) устанавливали новые границы Турции, юридически оформляя тем самым уничтожение Османской империи и фиксируя территории Турции в ее современных границах. В Лозанне была также подписана конвенция между Турцией и Грецией об обмене населением. Из Турции принудительно были выселены около полутора миллионов греков в обмен на выселение (также принудительное) 600 000 мусульман из Греции.

Реформы М.Кемаля и их итоги
Ататюрк реализовал в стране ряд реформ. Мы можем собрать эти реформы под пятью заголовками:

1. Политические преобразования:
• Упразднение султаната (1 ноября 1922 г.);
• Провозглашение республики (29 октября 1923 г.);
• Упразднение халифата (3 марта 1924 г.).

2. Преобразования в общественной жизни:
• Предоставление женщинам равных с мужчинами прав (1926 – 1934 гг.);
• Реформа головных уборов и одежды (25 ноября 1925 г.);
• Запрет на деятельность религиозных обителей и орденов (30 ноября 1925 г.);
• Закон о фамилиях (21 июня 1934 г.);
• Отмена приставок к именам в виде прозвищ и званий (26 ноября 1934 г.);
• Введение международной системы часов, календаря и мер измерения (1925 – 1931 гг.).

3. Преобразования в правовой сфере:
• Отмена меджелле (свод законов, основывающийся на шариате) (1924 – 1937 гг.);
• Принятие нового Гражданского кодекса и других законов, как результат, переход на светскую систему государственного правления.

4. Преобразования в сфере образования:
• Объединение всех органов образования под единым руководством (3 марта 1924 г.);
• Принятие нового турецкого алфавита (1 ноября 1928 г.);
• Учреждение Турецкого лингвистического и Турецкого исторического обществ;
• Упорядочивание университетского образования (31 мая 1933 г.);
• Нововведения в сфере изящных искусств.

5. Преобразования в сфере экономики:
• Отмена системы ашара (устаревшее налогообложение сельского хозяйства);
• Поощрение частного предпринимательства в сельском хозяйстве;
• Создание образцовых сельскохозяйственных предприятий;
• Издание Закона о промышленности и создание промышленных предприятий;
• Принятие 1-го и 2-го планов индустриального развития (1933-1937 гг.), строительство дорог на территории всей страны.


Политические преобразования
1 ноября 1922 г. Великое национальное собрание распустило султанат Мехмеда VI., a 3 марта 1924 г. упразднило халифата. Халиф и его приспешники были немедленно выдворены из страны, лишены турецкого гражданства, а их имущество конфисковано.
Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата. Департамент религиозных учреждений занимался мечетями, монастырями, назначением и смещением имамов, муэдзинов, проповедников, наблюдением за муфтиями. Коран перевели на турецкий. Азан (призыв на молитву) стал звучать на турецком языке. Под особый контроль были поставлены мечети. 30 ноября 1925 г. был наложен запрет на деятельность религиозных обителей и орденов, запрещены посещения тюрбе (усыпальниц почитаемых мусульманских святых), которые являлись центрами антиреспубликанской пропаганды. Уголовный кодекс Турции запретил политические ассоциации на базе религии. Запрещено было употребление духовных званий – халиф, шейх, дервиш, мюрид (последователь шейха), сейид (потомок Мухаммеда), челеби (глава дервишского ордена), вали, эвлия и т.п.
Но это не означало, что Кемаль Ататюрк отказался от религии. Ислам по-прежнему оставался при Ататюрке и до сих пор остается важной частью частной жизни граждан. День рождения Мухаммеда был объявлен праздничным днем, a ислам остается государственной религией Турции. B преамбуле к действующей Конституции Турции подчеркивается, что «в соответствии с принципом светского государства на государственные дела и политику никоим образом не должны влиять священные религиозные чувства». В то же время в статье 24 предусмотрено, что каждый имеет право на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений, а богослужение, религиозные обряды и церемонии должны проводиться свободно. Никто не должен принуждаться к отправлению религиозных культов или участию в религиозных церемониях и обрядах, к проявлению своих религиозных верований и не может быть обвиненным или осужденным за свои религиозные убеждения». Показательно, что в светской республике обучение религиозной культуре и этике является обязательным элементом в учебных планах начальных и средних школ, но осуществляется под контролем и надзором государства.
Все действия Кемаля были направлены не против ислама, они были направлены против феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе и использовавших ислам как орудие для сохранения собственной власти. Политика Кемаля была направлена против контроля со стороны Англии и Франции, которые использовали феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе, для продолжения оккупации Турции. Кроме того, Кемаль как и вся турецкая нация видел, что феодалы, стоявшие на религиозной платформе, привели Османскую империю к гибели. Поэтому, ему было необходимо выбить почву из-под ног людей, которые использовали ислам просто как средство собственного обогащения и сохранения своей власти. Кемаль понимал, что если оставить им малейшую возможность влияния на нацию, они непременно воспользуются этим с целью захвата власти в стране. После чего, даже небольшой остаток Османской империи, с таким трудом сохраненный в границах нынешней Турции, будет потерян из-за губительной политики этих людей.
В 1934 г. Турция ввела фамилии. До тех пор в империи использовались лишь имена и прозвища, которые, как правило, связывались с профессией или другими характерными особенностями человека, и не передавались их детям. Первым получил фамилию президент Мустафа Кемаль, которую ему присвоил парламент. Он был назван «Ататюрком», что в переводе означает «Отец турок». В 1930 г. женщинам было предоставлено право выборов в муниципалитеты, а в 1934 г. - в парламент. Женщины сняли паранджу, стали принимать активное участие в общественной жизни. Результатом такой политики можно считать и то, что через несколько десятков лет премьер-министром страны стала женщина - Тансу Чиллер.
25 ноября 1925 г. в Турции началось наступление на традиционную турецкую одежду, которую кемалисты считали символом отсталости. В одной из речей Мустафа Кемаль объяснял свои намерения в отношении ношения традиционной турецкой одежды таким образом: «Было необходимо запретить феску, которая сидела на головах нашего народа как символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации, и заменить ее шляпой – головным убором, которым пользуется весь цивилизованный мир. Таким образом, мы демонстрируем, что турецкая нация в своем мышлении, как и в других аспектах, ни в коей мере не уклоняется от цивилизованной общественной жизни». Был издан декрет, который требовал от турецких чиновников носить костюм, «общий для всех цивилизованных наций мира». Таким образом, была запрещена феска и национальным головным убором были признаны шляпа и кепка.
В декабре 1925 г. в Турции была введена международная система времени, календаря и мер измерения. Ушла в прошлое мусульманская система летоисчисления по году хиджры (в 622 г. Мухаммед и его сторонники ушли из г. Мекки в г. Медину). Для оптимизации работы с западными предпринимателями день отдыха был перенесен с пятницы на воскресенье. 8 апреля 1924 г. был принят закон о судебной реформе, упразднявший шариатские суды. С 4 октября 1926 г. в Турции введен новый гражданский кодекс, который стал регулировать вопросы брака, развода, наследства, отношений частной собственности. Он запретил многоженство и дал женщине равные с мужчиной права в вопросах развода и наследования имущества. В 1920-х годах количество неграмотных людей в Турции достигало 90-95 %. С осуществлением языковой реформы этот уровень резко снизился. Задача Ататюрка заключалась именно в снижении этого уровня в кратчайшие сроки. 1 ноября 1928 г. арабский алфавит, был заменен простым и удобным латинизированным алфавитом.
Кемализм стал официальной идеологией Турецкой Республики, основанной на шести принципах, так называемых шести стрелах, закрепленных в конституции 1937 г. Шесть стрел – это республиканизм (идеал конституционной демократической республики как альтернатива османской абсолютной монархии), национализм как база режима, народность (борьба против классового неравенства и сословных привилегий), светский характер государства и отделение государство от религии, этатизм или державность (построение смешанной рыночно-государственной экономики при лидирующей роли государства), реформизм (курс на вестернизацию и борьбу с пережитками традиционного общества).

Преобразования в сфере экономики и промышленности
На начальном этапе становления нового государства экономическая политика кемалистов определялась неразвитостью его социально-экономической структуры. Из 14 млн. населения около 77 % проживало в деревнях, 81,6 % было занято в сельском хозяйстве, 5,6 % - в промышленности, 4,8 % - в торговле и 7 % - в сфере услуг. Доля сельского хозяйства в национальном доходе составляла 67 %, промышленности – 10 %. К началу 20-х годов в Турции не просто не были развиты традиции частного предпринимательства, но не существовало национального турецкого предпринимательства как такового. Отрасли промышленности были поделены между иностранным капиталом, доля которого составляла: 67,5 % капиталов в добывающей промышленности (французские компании), 75 % капиталов в обрабатывающей промышленности (английские компании), 67,5 % капиталов в железнодорожном строительстве (немецкие компании). Подавляющее большинство купечества в стране составляли греки, армяне, евреи. Большая часть железных дорог ещё оставалась в руках иностранцев. В банковском деле, страховых компаниях, муниципальных предприятиях, в горнодобывающей промышленности также господствовал иностранный капитал. Функции государственного банка с правом эмиссии продолжал выполнять Оттоманский банк, контролируемый англо-французским капиталом. Местная промышленность была представлена ремеслом и кустарными промыслами, она удовлетворяла, и то не полностью, лишь самые необходимые потребности в еде и одежде. Спрос на фабричную продукцию обеспечивался за счет импорта. Несколько государственных фабрик работали не на рынок, а лишь на армию, поставляя ей сукно, ткань, сапоги, порох, пушки, ружья и т.п. Турецкое правительство на рубеже 1920-х-1930-х гг. ограничило ввоз зарубежных товаров, чтобы ослабить иностранную конкуренцию на внутреннем рынке. Стали создаваться новые предприятия, объем турецкой промышленности увеличился. На средства государства были построены новые железные дороги, был основан Центральный банк республики и других.
Важнейшее значение в этой связи имел Закон о поощрении промышленности, вступивший в силу с 1 июня 1927 г. Насколько серьёзны были льготы, предусмотренные законом, свидетельствуют многие его статьи. Промышленник, намеревавшийся строить предприятие, мог рассчитывать на получение безвозмездно земельного участка до 10 га. Он освобождался от налогов на крытые помещения, на земельный участок, на прибыль и т.п. На материалы, импортируемые для строительства и производственной деятельности предприятия, не налагались таможенные сборы и налоги. Перевозка такого рода материалов по железной дороге и на судах обходилась со скидкой в 30 %. В первый год производственной деятельности каждого предприятия на стоимость выпускаемой им продукции устанавливалась премия в 10 % стоимости.
В 1929 г. был установлен полный контроль над внешнеторговым регулированием, принят таможенный тариф, предусматривавший увеличение пошлин примерно на 50 %.
Другая отрасль обрабатывающей промышленности, где национальный частный капитал получил возможность развиваться в 1920-1930-е годы, - текстильная, прежде всего хлопчатобумажная. Любопытная форма поощрения правительством местной текстильной промышленности осуществлялась в соответствии с законом, принятым в декабре 1925 г. Государственные служащие обязаны были носить одежду, изготовленную из тканей отечественного производства, даже если эти ткани стоили на 10 % дороже, чем импортные. Разница в цене покрывалась государственными учреждениями и муниципалитетами. Эта промышленность была привязана к районам производства хлопка и его вывоза, размещалась в достаточно развитых районах (Аданском и Эгейском).
Опережающий рост хлопчатобумажных фабрик по сравнению с шерстоткацкими объясним: сырьё для первых обеспечивалось в стране, причем сорта хлопка совершенствовались постоянно; сырьём для вторых является лишь частично местная шерсть (грубые, коротковолокнистые сорта), мериносовую шерсть Турция была вынуждена импортировать. Попытки выведения местных мериносовых пород долго не давали благоприятных результатов.
Первые успехи частного предпринимательства в развитии текстильной и пищевой промышленности можно объяснить тем, что обстановкой защитных и поощрительных мер в наибольшей мере могли воспользоваться владельцы накоплений именно в этих отраслях. Специфика их состояла в том, что они были тесно связаны с производством соответствующих видов сырья (хлопок, шерсть, зерно), с торговлей ими (включая экспорт) и имели постоянный и достаточно стабильный источник самофинансирования. Другие отрасли промышленности больше нуждались в кредитах.

Аграрный сектор
Производительные силы страны не могли получить большого простора для своего развития, не ликвидировав средневековые пережитки в аграрных отношениях. Они состояли в том, что земля принадлежала крупным землевладельцам, которые крупного хозяйства не вели, а сдавали землю в обработку крестьянам. Последние за это отдавали землевладельцам до половины урожая. Уже одна эта система эксплуатации разоряла крестьян. Кроме того, крестьяне были обременены тяжелым натуральным налогом с продуктов земледелия (ашар) и денежными налогами. Hесмотря на очевидную необходимость покончить с феодальными пережитками в земледелии, правящие круги, тесно связанные с помещиками, отказывались провести радикальную аграрную реформу. Рядом мероприятий (кредитом, льготами для помещиков, ввозивших земледельческие машины, и др.) они поощряли помещиков и кулаков и стремились превратить их в капиталистов-земледельцев.
К 1929 г. площади посева под зерновыми и техническими культурами достигли довоенных размеров, но сбор по большинству из них из-за падения урожайности составлял лишь около 80 %, а поголовье домашнего скота – около 85 % довоенного.
По имеющимся обобщённым подсчётам, с 1923 по 1945 гг. власти передали за выкуп или безвозмездно в собственность землевладельцев около 1,1-1,2 млн. га пригодных для обработки земель, что эквивалентно 10 % обрабатывавшихся в то время сельскохозяйственных площадей. Всего земельными собственниками стали около 270 тыс. семей.
Так завершилась революция, в результате которой турецкие феодалы-чиновники, стоящие на светской националистической платформе, силой отобрали власть у турецкого султана и феодалов-чиновников, стоявших на религиозной платформе. В итоге им удалось сохранить остатки, когда-то великой Османской империи, в небольших границах сегодняшней Турции. История много раз показывала, что когда болтуны стоят у власти, то рано или поздно они потеряют страну и приведут свою нацию к гибели. И не важно на какой платформе стоят эти болтуны, - умнее они не станут. Конец их предопределен, - это поражение.
В Казахстане тоже есть феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе, - это Кайрат Сатыбалды, Бекболат Тлеухан, и различные лидеры уахабитских и салафитских течений.
Эти товарищи хотят превратить Казахстан в подобие Кувейта, Катара или ОАЭ. Но они не понимают и не знают никаких законов экономического и общественного развития. Например, они не знают, что доход Кувейта от нефти составляет $ 70 млрд. в год., и поэтому на одного гражданина этой страны приходиться $ 70 000. В нашeй стране доход от нефти составляет $ 53 млрд. И при населении Казахстане в 17 млн. человек, доход на одного гражданина составляет $ 3 000. Это в 23 раза меньше, чем в Кувейте. Поэтому никакой второй Кувейт, они в Казахстане не построят. А вот, превратить нашу страну во второй Афганистан, Сомали или Судан, они безусловно смогут. Кроме того, эти товарищи не понимают, как и почему Арабский халифат стал сильнейшим и самым развитым государством своего времени. Они не понимают, что сделало мусульманскую Османскую империю во главе с турками, одной из ведущих стран. Они не понимают на чем была основана сила и могущество исламского государства Тимура. У них нет ответа на вопрос, - почему мусульманская империя Великих моголов в Индии, основаннaя Бабуром, смогла победить превосходящие по численности силы индийских княжеств, и также войти в ряд сильнейших и развитых государств своего времени.
Все эти мусульманские страны стали великими, потому что понимали ислам как технический прогресс. Они создали на основе исламского права законы, которые способствовали развитию торговли и ремесел, науки и техники. В этих государствах люди различного социального положения получали защиту своих прав, свобод и собственности.
Ничего этого наши сегодняшние феодалы-чиновники, говорящие об исламе, не знают и не понимают. Для Казахстана приход таких феодалов-чиновников к власти означает, что мы в итоге будем расчленены также как Османская империя.
Сегодня Турция – это демократическая светская парламентская республика. Oсновная власть страны сосредоточена в руках премьер-министра, который выдвигается из партии, получившей большинство в результате национальных парламентских выборов.
В Турции проживает более 77 млн. человек. 90 % населения говорит на турецком языке. Преобладающий этнический состав Турции – турки (70-75 %, 2008 г.), исповедующие суннитский ислам (99,8 %). Второй по численности народом являются курды (18 %, 2008 г.). Среди других основных национальных меньшинств в Турции – греки, армяне, евреи, арабы и персы (7-12 %, 2008 г.). Доля государственного сектора с конца 20-х и до начала 80-х годов не опускалась ниже отметки 50 %, доходя, по различным оценкам, до 75 %. Правящим классом до 2003 г., являлся класс феодалов-чиновников, стоящих на светской националистической платформе (кемалисты). Но из-за плохой экономической политики, погрузившей страну в кризис и вызвавшей обнищание нации, а также из-за бюрократии и коррупции, поразившей государственный аппарат, кемалисты, проигрывают власть союзу турецких капиталистов и феодалов-чиновников стоящих на религиозной платформе. Спусковым крючком, после которого, кемалисты потеряли власть стал кризис 2000-х годов. Банковский кризис в Турции разразился в феврале 2001 г., когда потерпели крах сразу несколько кредитных учреждений. Pазрушительные последствия кризиса испытали все звенья турецкой экономики. Национальная валюта Турции за два дня обесценилась в два раза и упала до 1 350 000 лир за доллар. В результате этого кризиса, кемалисты потеряли власть.
Нынешние турецкие феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе, поняли свои прошлые ошибки, и стараются сделать все для развития в Турции внутреннего товарного производства. Они изменили свое понимание ислама, и сегодня их религиозная идеология направлена на рост внутреннего товарного производства, способствyeт научно-техническому прогрессу, и убираeт все преграды для капиталистического развития страны.
Политически они представлены Партиeй справедливости и развития. Лидер партии – действующий премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Эрдоган родился 26 февраля 1954 г. в бедной семье. В 1976 г. окончил религиозный лицей Имама Хатила в Стумбуле. Именно здесь он познакомился с исламом, оказавшим значительное влияние на формирование его политических воззрений. Реджеп Тайип Эрдоган окончил Экономический факультет престижного Университета Мармара. В ходе городских выборов Реджеп Тайип Эрдоган становится мэром Стамбула в 1994 г. В отличие от большинства политиков того времени, Реджеп Тайип Эрдоган не был коррумпирован, из-за чего пользовался значительной популярностью среди жителей неофициальной столицы. В 1997 г. исламистская Партия Благоденствия (ПБ), в которую входил Реджеп Таййип Эрдоган, была запрещена, а сам мэр Стамбула оказался в тюрьме по обвинению Конституционного Суда в пропаганде взглядов, разжигающих национальную рознь, во время демонстрации в Шиирте.
После освобождения, в 2001 г. Реджеп Тайип Эрдоган основывает Партию Справедливости и Развития (ПСР), которая становится наследницей ПБ и перенимает её основные исламистские ориентиры. ПСР пришла к власти в результате победы на выборах 3 ноября 2002 г. Корни победы нужно искать в восьмидесятых годах прошлого века, когда благодаря реформам тогдашнего премьера Тургута Озала мощными темпами развивался принципиально новые для Турции формы бизнеса. Начал развиваться частный сектор. Вначале начала развиваться мебельная промышленность, индустрия текстиля, пищевая промышленность и перерабатывающая деятельность, а потом и машиностроение. Этот новый бизнес требовал от государства высокой эффективности управления и снижения уровня коррупции. Политической структурой, которая обещала это, и стала пришедшая в 2002 г. к власти ПСР. Так оформился союз турецких капиталистов и феодалов-чиновнков, стоявших на религиозной платформе. После выборов в 2002 г. новое правительство посвятило себя установлению финансовой дисциплины и проведению экономических реформ.
Базовый налог на доходы корпорации был снижен с 30 % и оставляет 20 % от прибыли предприятия, а налог на доходы физических лиц варьируется от 15 % до 35 %. Импорт технологий в Турции не облагается НДС, и таможенной пошлиной. Фирмы, в которых более пятидесяти человек заняты в НИОКР, получают значительные налоговые льготы.
До реформы 2005 г., инфляция превышала 100-120 % в год, в ходу были банкноты достоинством 20, 10, 5 и 1 млн. лир. После денежной реформы, c турецкой лиры исчезли шесть нулей - новая турецкая лира равна 1 000 000 старых турецких лир. Инфляция в Турции упала до 7,7 % в 2005 г. - самый низкий показатель за последние 30 лет.
Доля потребительского кредитования в кредитном портфеле банков выросла с 6 % в 2003 г. до 22 % в 2008 г. Удельный вес ипотечного кредита в совокупном кредитном портфеле составляет 11 % в 2007 г. B 2002 г. был равен 1 %. В 2002 г. только 3 % покупок домов финансировалась банками через ипотеку. Такой маленький интерес населения к закладным был связан высокими инфляциями и соответственно высокими процентными ставками на ипотечные кредиты.
Высокая инфляция, завышенные процентные ставки и значительные издержки долгое время препятствовали развитию турецкого кредитного рынка.

Таблица 1. Основные показатели пяти коммерческих банков Турции (в % от общей суммы активов, депозитов и кредитов коммерческих банков)


Крупнейшие турецкие банки, - ТС Ziraat Bankasi, Turkiye Is Bankasi, Turkiye Garanti Bankasi, Akbank, и Turkiye Vakiflar Bankasi, - владеют 63 % активов и 66 % де¬позитных ресурсов сектора.
В структуре пассивов доля вкладов за 2007 г. составляет 64 %, из них 42 % - вклады в турецких лирах, 22 % - вклады в свободно конвертируемой валюте (СКВ). В последние годы темпы роста депозитов физических лиц в турецких лирах опережали темпы роста депозитов физических лиц в иностранной валюте, при том, что в 2000-2003 гг. отмечалась противоположная тенденция (см. табл. 2).

Таблица 2. Вклады населения в банковском секторе (%)


Развитие кредитных операций банков с реальным сектором экономики является основным фактором роста величины активов банковского сектора после кризиса 2001 г. В последние несколько лет наблюдается резкий рост показателей кредитования как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП: с 14 % в 2002 г. до 41 % в 2010 г. (см.табл. 3)
Таблица 3.



Рост кредитов, начавшийся после кризиса, стал возможным благодаря увеличению количества потенциально кредитоспособных заемщиков в результате роста ВВП и повышения уровня доходов населения и предприятий, а также стабилизации валютного курса, что сделало невыгодным для банков держать значительные активы в валюте.
В структуре кредитного портфеля удельный вес промышленного сектора составляет 37 %, кредиты в сферу торговли – 13 %, в сферу услуг – 13 % и 7 % - строительный сектор.
Также турецкие феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе уделяют большое внимание политикe развития и поддержки собственного производства.
Власть всячески поощряет и поддерживает экспортёров. В Турции действуют законы об антидемпинговой политике, и, если возникает необходимость в ограничении импорта, это делается мгновенно со ссылкой на демпинг. Турецкое правительство как бы говорит своим экспортёрам: «Идите, завоюйте весь мир, а мы создадим для вас все условия!». Но при этом они должны обогащать государство. И они это делают. Например, Турция, заботясь о перспективах роста, практически на корню скупила экономику Грузии. Государство, как крупнейший потребитель, для поощрения местного производителя мощно задействует систему закупок. Показательная деталь: в командировки за счёт госбюджета обязательно нужно летать самолётами турецкой авиакомпании.
А вот по участию иностранного капитала ограничения в стране есть. Например, в транспорте, всё равно в каком - воздушном, морском, железнодорожном, автомобильном – 51 % должен оставаться в руках турецких резидентов, капитаном судна может быть только гражданин Турции, экипаж должен в значительной степени состоять из турок и т.д.
На территории заброшенных городских пустырей были созданы десятки благоустроенных промышленных зон, объединяющих производителей профильной продукции. Например, зона кожевенных предприятий под Стамбулом - около трехсот фирм, которые занимаются от выделки кожи до пошива одежды, обуви и производства всевозможных аксессуаров. Существуют объединения производителей ткацкой, пищевой, табачной промышленности. Каждая промзона с собственной автономной инфраструктурой: системой очистных сооружений, спортивными комплексами, пожарной службой и даже мечетью. И так почти в каждом турецком пригороде. Только занимавшиеся малым и средним бизнесом знают, как такие объединения снижают издержки на приобретение сырья, транспорт.
Именно в такой «льготной промзоне» находится Indesit (второй по величине в Европе), производятся последние модели Ariston, кондиционеры и телевизоры Vestel.
Вопреки сложившемуся стереотипу о Турции как стране туризма и торговли, там не только сохранили реальный сектор экономики, но и активно развивают химическую, фармацевтическую промышленность, энергетику, металлургию, судостроение, автомобилестроение и производство электробытовых товаров. Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 % (обрабатывающая промышленность, включая строительство, составляет 84 %).
Власть сделала ставку на те отрасли, которые направлены и на экспорт, и, учитывая 70-миллионное, постоянно растущее население, на внутреннее потребление.
Для льготного кредитования малых предприятий создан Народный банк, по всей стране открыто около тысячи офисов, директора которых могли самостоятельно выдавать кредит - около $ 35 тыс. на клиента, сроком от года до десяти лет. Правда, эти кредиты выдаются исключительно предприятиям-производителям продукции. В результате этой политики сегодня они составляют около 95 % компаний страны, в небольшом бизнесе занят приблизительно каждый третий турок.
Доля участия в акционерном капитале для иностранных акционеров ограничена 25 % в сфере телевидения и радиовещания и 49 % - в авиации и морском транспорте. Однако на компании полностью распространяется национальный режим с момента их создания. Создание компании в сфере финансовых услуг, включая банковские услуги и страхование, и в секторе нефти требует специального разрешения от Правительства как в отношении местных, так и иностранных инвесторов. Все компании, созданные с участием иностранного капитала и в соответствии с правилами Коммерческого кодекса Турции (существующие и вновь созданные иностранные компании), рассматриваются как турецкие компании. Таким образом, равный режим как в отношении прав, так и обязанностей. Компаниям разрешается вычитать из налогооблагаемой базы 40 % расходов на НИОКР, направленных непосредственно на новые технологии и знания. Компании, осуществляющие инвестиции и занимающиеся производством, обладают правом на снижение налога и страховых взносов, энергетическую поддержку и свободное предоставление земли. Так, например, сегодня в автомобильной отрасли страны доминируют иностранные компании (свои филиалы тут открыли около 20 мировых автогигантов), для которых Турция - выгодное место сборки. В результате, экспорт автомобильной продукции превзошёл традиционный для экспорта страны текстиль (20 % экспорта).
Теперь посмотрим, как все эти меры сказались на турецкой экономике.

Таблица 4. Приток ПИИ







Таблица 5. Экономические показатели




Таблица 6. Сельское хозяйство




Таблица 7. Промышленность




Как мы видим, кардинального улучшения в производстве товаров не произошло. Более того, производство электроники Турция проиграла, странам Юго-Восточной Азии. Снижение производства телевизоров с 20 млн. шт. в 2005 г. до 9 млн. шт. в 2010 г. Кроме того, никакого серьезного притока прямых иностранных инвестиций в экономику Турции не произошло. Рост всего с $ 1 млрд. в 2000 г. до $ 10 млрд. в 2005 г., а затем падение до $ 7 млрд. в 2010 г. Конечно, свою роль сыграл нынешний кризис перепроизводства. Но в любом случае, турецкая экономика построена на внешних кредитах, а не на инвестициях. По внешнему долгу мы наоборот видим взрывной рост, - с $ 100 млрд. в 2000 г., до $ 270 млрд. в 2010 г. Иностранные инвестиции за то же время выросли на $ 6 млрд., а внешний долг вырос на $ 170 млрд. Большая часть внешних займов пошла на потребительский сектор и в ипотеку. Это вызвало рост смежных областей экономики, импорт иностранных товаров и следовательно привело к росту ВВП. Но экономика, построенная на долге, очень нестабильна. Долг рано или поздно придется отдавать. Пока новый правящий класс Турции умело балансирует и не позволяет экономике скатываться в кризис.
Таким образом, мы увидели, как в однoй из сильнейших мусульманских стран, - Османскoй империи, доведеннoй до краха плохой политикой правящего класса, была совершена национально-буржуазная революция. Сначала феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе, потерпели полное поражение, проиграли схватку за власть и потеряли страну. На смену им пришел правящий класс феодалов-чиновников, стоящих на светской националистической платформе, которые посредством кемалисткой революции сумели сохранить небольшие остатки когда-то великой Османской империи. На сегодняшний день мы видим возвращение стоящих на религиозной платформе феодалов к власти в Турции. Они в союзе с турецкими капиталистами исправляют свои прошлые ошибки, и пытаются на базе исламской идеологии построить мощную индустриальную державу. Eсли они с нее не свернут c правильной дороги, то у них непременно получится.