KZ RU EN

Малайзия


На примере Малайзии, Дана Жол, покажет, как может развиваться страна, если у власти стоят капиталисты. Причем, необходимо понимать, когда мы говорим капиталисты находятся у власти, это не значит, что президентом или премьер-министром страны, является хозяин какого-нибудь завода. Это значит, что экономическая политика проводиться в интересах внутренних товаропроизводителей, а собственники национальных компаний получают больше всего выгод от проводимой политики. Руководить же страной может и учитель и адвокат, и профессиональный чиновник.
У Малайзии и Казахстана много схожего. Обе страны были когда-то колонией, - Малайзия, была Британской колонией, а Казахстан был Российской. Наша страна похожа на Малайзию, наличием различных этнических групп и различного рода вероисповеданий. В Казахстане, казахи составляют 65% населения страны, и около 65-70% населения Казахстана исповедует ислам. Численность населения Малайзии превышает 29 млн. Человек. Более 50 % населения Малайзии – малайцы-мусульмане. Китайцы составляют 23,7 % населения, большинство из которого буддисты, даосы и конфуцианцы, и лишь небольшое количество идентифицируют себя как христиане. Индийцы составляют 7 % населения, среди которого большинство – приверженцы индуизма и буддизма, хотя среди них встречаются сикхи, мусульмане и христиане. Оставшиеся 16 % составляют различные этнические группы, аборигенное население Малакки и о. Калимантан, и рабочие-мигранты, большинство из которых являются индонезийцами. Официальная религия страны – ислам. Однако можно свободно исповедовать другие религии. Конституция это гарантирует. Как следствие, практически отсутствуют конфликты на религиозной почве.
К моменту обретения независимости (1957 г.) страна была отсталой, специализировавшейся в основном в производстве и экспорте каучука и олова. За недолгую историю независимого существования страна добилась серьезных успехов в своем развитии, демонстрируя быстрые темпы экономического роста и достаточно высокий уровень жизни населения. Ориентация на японскую модель экономического развития, привлечение зарубежных капиталов и технологий, использование передового опыта промышленных государств, сочетание основных инструментов индустриализации – импортозамещения и экспортной ориентации, высокая степень политической стабильности позволили ей добиться серьезных успехов в модернизации экономики, заметного прогресса в социальной сфере. Государственное устройство - конституционная монархия. В отличие от Ирана, где правящим классом являются феодалы-чиновники, стоящие на религиозной идеологической платформе, в Малайзии правящим классом являются капиталисты, стоящие на религиозной идеологической платформе (ислам). Как мы видим, идеологическая основа у Ирана и Малайзии одна, - ислам. Ho pазные классы стоящие у власти, показывают, как отличается стратегия и тактика проведения этой идеологии в жизнь.
В сфере экономики феодалы-чиновники, стоящие у власти в Иране, регулируют все посредством законов, приказов и разрешений. То есть, в Иране именно чиновники решают, что необходимо производить, куда потом продавать произведенный продукт, по какой цене строить заводы, как распределять полученный доход и т.д. В сфере идеологии в Иране, феодалы-чиновники, стоящие на религиозной платформе, навязывают свое понимание и видение ислама, а тех кто не согласен с их видением, считают неправильными мусульманами. В Малайзии ситуация в экономической сфере отличается тем, что правящий класс этой страны, по максимуму старается убрать преграды мешающие свободному развитию внутреннего товарного производства. Капиталисты, стоящие у власти в Малайзии, придерживаются мнения, что сами собственники малайских компаний должны решать, что и где им производить, по какой цене и куда продавать произведенный продукт, сколько необходимо инвестировать в строительство заводов и т.д. В идеологической сфере, правящий класс Малайзии, действует методом убеждения, а не навязывания. Именно методом убеждения, капиталисты, стоящие у власти в Малайзии, показывают, что идеология ислама, более полно отражает построение справедливого человеческого общества, где каждый человек может реализовать себя в этой жизни.
Теперь перейдем к более подробному рассмотрению политико-экономической модели Малайзии.

Межэтническая ситуация в Малайзии. Межобщинный кризис 1969 г.
Таблица 1. Национальный состав населения Малайзии

*- в основном евразийцы, европейцы, австралийцы, новозеландцы, американцы, арабы.
После приобретения независимости острой социально-экономической и политической проблемой оставался количественный и качественный разрыв между формировавшейся малайской и существовавшей китайской буржуазией. Несмотря на протекционистскую политику властей, создание специальных организаций, поощрявших развитие национального малайского капитала, китайский капитал продолжал играть доминирующую роль. Большая часть городского населения была китайской, а в сельской местности преобладали малайцы (табл. 2), основная масса малайцев была занята в сельском хозяйстве, а в промышленности и особенно в торговле первенство принадлежало немалайским этносам; хотя среди служащих малайцев была больше, чем китайцев.
В Казахстане, также была очень похожая ситуация. После развала СССР, только 25% казахов проживали в городах.

Таблица 2. Распределение городского и сельского населения по национальностям в 1970 г.

Таблица 3. Доля этносов Малайи в отраслях в 1970 г.


Различия в уровне доходов подчеркивали бедность массы именно малайского населения (табл. 4). Несопоставимым было соотношение между китайской и малайской буржуазией в частном промышленном секторе, где 94,5 % активов принадлежало китайским предпринимателям и лишь 2,3 % - малайским. К 1970 г. китайский капитал занимал 2 место вслед за иностранным в компаниях с ограниченной ответственностью. Китайский капитал намного превосходил малайский в производстве каучука, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, торговле, строительстве, банковском и страховом деле.

Таблица 4. Среднемесячный семейный доход основных этнических групп


С XIX века начинается массовый приток китайцев на территорию Малайи. Первоначально большинство китайцев рассматривали это место скорее как временное пристанище, но уже в начале XX века китайская община становится значимой в социально-экономическом плане, уступая только англичанам. Изначально китайцы жили обособленно. Большинство малайзийских индийцев является потомками иммигрантов из Южной Индии, прибывшими в Малайю в период британского владычества.
В 1963 г. была создана независимое государство Малайзии, в состав которой также вошли населенные малайцами Сингапур, Сабах и Саравак. В первые годы после обретения независимости среди малайцев стало нарастать недовольство по поводу продолжавшегося господства китайцев в экономической сфере. Малайцам принадлежала весьма незначительная часть национального богатства страны. Они по-прежнему были, в основном, фермерами, владельцами мелких каучуковых плантаций, и едва сводили концы с концами, не играя какой-либо роли в деловой жизни страны. Наибольшая доля национального богатства все еще находилась в руках иностранцев, в основном, в руках бывших колониальных господ - англичан. Тем не менее, доминирование китайцев в сфере бизнеса становилось все более заметным: им принадлежала вся розничная торговля, транспортные фирмы и компании, занимавшиеся распространением и доставкой товаров. Китайские компании находились в собственности китайских семей, в них работали, практически, только китайцы. Подавляющее большинство городского населения составляли китайцы, так что все вывески были написаны большими китайскими иероглифами. Среди малайцев стали раздаваться требования об увеличении их доли в национальном богатстве страны путем расширения их участия в развитии промышленности и бизнеса. Таким образом, в стране стали нарастать антикитайские настроения, стали активно подняться вопросы национального языка, статуса китайских школ, проблемы продолжавшегося доминирования английских школ, обсуждаться неудачи, преследовавшие немногие малайские кампании. Правительство ничего не делало для обуздания этой расистской, подстрекательской пропаганды. Hа бытовом уровне напряженность в отношениях между малайцами и китайцами нарастала.


Новая экономическая политика (1970-1990 гг.) и ее итоги
Осознав всю величину опасности, правящие круги Федерация Малайзия уже в июле 1969 г. приступили к разработке новой долгосрочной стратегии развития – Новой экономической политике (НЭП). Она вводилась в действие с начала 1971 г. (первым ее звеном стал Второй малайзийский план – 1971-1975 гг.) и была рассчитана на 20 лет. Первой из главных ее задач было постепенное сокращение, а затем и полная ликвидация бедности путем подъема жизненного уровня и увеличения занятости для всех малайзийцев независимо от этнической принадлежности. Второй - ускоренная перестройка общества с целью скорректировать диспаритет уровня доходов представителей разных общин.
Предусматривалось, что соотношение долей акционерного капитала в экономике ФМ, принадлежащей Западу, немалайцам и малайцам, составлявшее тогда соответственно 63,3 % : 34,3 % : 2,4 % (табл. 6), через 20 лет в результате реализации НЭПа трансформируется в 30 % : 40 % : 30 % соответственно. Чтобы выйти на эти рубежи в течение 20 лет, малайцам следовало как можно быстрее заняться бизнесом, в том числе - крупным бизнесом. Правительственные контракты, лицензии и специальные льготы предоставлялись малайцам, которые пытались заняться теми видами бизнеса, которые прежде были монополизированы китайцами или иностранцами. Исторически, малайцы занимались сельским хозяйством, мелкой розничной торговлей, служили в административных органах. Главным элементом НЭПа были образование и профессиональная подготовка малайцев. До того только дети из правящих династий и сыновья высокопоставленных малайских чиновников могли получить хорошее образование. В ходе реализации НЭПа основной упор был сделан на то, чтобы дать менее привилегированным малайцам и другим коренным жителям, в особенности крестьянам, доступ к образованию и профессиональной подготовке любого уровня. Чтобы дать хорошее образование всем малайцам: и горожанам, и крестьянам, - были построены и укомплектованы квалифицированными учителями школы; было значительно увеличено число стипендий для получения среднего и высшего образования в Малайзии и за рубежом. МАРА (Совет попечительства коренного населения) возглавил строительство колледжей для подготовки способных студентов-малайцев, а также выделяла стипендии для подготовки студентов по различным дисциплинам в Малайзии и заграницей. Упор делался не только на подготовку специалистов с академическим образованием, но и на профессиональное обучение людей. Например, многие малайцы стали портными и закройщиками, пройдя подготовку по этим специальностям в Великобритании. Многие малайцы получили степень Мастера деловой администрации, пройдя обучение в известных университетах, большое число студентов обучалось по специальности «Управление бизнесом». В Малайзии были созданы многочисленные центры подготовки механиков, ремесленников и квалифицированных рабочих. Позднее, многие из них занялись бизнесом, в том числе и крупным бизнесом, и преуспели в этом.
Немалайцы, особенно китайцы, также учреждали новые компании, росло число иностранных компаний и объем иностранных инвестиций. Было необходимо, чтобы в момент учреждения любой компании или в начале котировки акций любой компании на Фондовой бирже Куала-Лумпура (ФБКЛ) не менее 30 % ее акций выделялось малайцам. Первоначально, эти акции выделялись тем малайцам, которые обращались с просьбой об их приобретении. Акции продавались малайцам по номиналу, их рыночная стоимость была намного выше номинала, поэтому многие малайцы перепродавали акции и получали быструю прибыль. Еще хуже было то, что в некоторых случаях немалайцы давали малайцам деньги для приобретения акций, зачастую для немедленной перепродажи с целью наживы.
За период НЭПа (1971-1990) Малайзия преобразилась в индустриально-аграрную, непрестанно модернизирующуюся страну. Уже за 1960-е годы масштабы экономики удвоились, а в течение двадцати последующих лет увеличились в 3 раза. Не все установки НЭПа, однако, удалось провести в жизнь. За чертой бедности все еще оставалось 17,1 % рабочей силы, главным образом, малайцев. Доля бумипутров в совокупном акционерном капитале достигла 20,3 % (вместо намечавшихся 30 %). Зато удельный вес капитала немалайских общин страны далеко шагнул за контрольную цифру 40 %, достигнув 46,2 % (табл. 6). Сейчас малайцы больше не ощущают себя людьми, лишёнными прав, исчезло чувство обиды на китайцев. От НЭП выиграли все, причём настолько существенно, что когда в результате финансового кризиса экономика была подорвана, не было никаких вспышек насилия на расовой почве, хотя в других странах происходили такие столкновения.
До конца 1980-х годов примерно половину бюджетных поступлений ФМ обеспечивала выручка от экспорта. Уже в 1960-е годы доля каучука и олова, обеспечивавших до того 85 % стоимости вывоза, упала до 50 %. Они были потеснены пальмовым маслом, круглым лесом и пиломатериалами. С обращением к экспорториентации в 1970-1980-е годы совокупная доля олова и каучука упала в 1990 г. уже до 5 %. К 1984 г. 32 % экспортных поступлений ($ 12,2 млрд.) обеспечивали, прежде всего, бытовая электроника, производство которой прирастало по 69 % в год, а также текстиль (на 26 % ежегодно). К 1990 г. две эти статьи покрывали 2/3 экспортной выручки от готовой продукции. Каждое четвертое изделие бытовой электроники (компьютер, телевизор и т.п.) в мире изготавливалось в Малайзии. Продажа нефти и газа в 1980-е годы обеспечивала стране 29,6 % экспортной выручки, но к 1990 г. сократилась и давала 16,2 %. Таким образом, одна из основных задач правительства Махатхира быстро модернизировать страну, сочетая это с одновременной диверсификацией ее экономики, к 1990 г. была в целом выполнена.
Быстрый экономический рост за два десятилетия НЭПа изменил социальную структуру Малайзии. Средний класс вырос с 20 % до 32,6 %. При этом его доля в составе малайской общины выросла вдвое (с 13 % до 27 %). Среди китайского населения на эту категорию в 1990 г. приходилось 63 %. Доля рабочего класса в населении всей Малайзии выросла незначительно, составив 27,6 % населения. Если рассматривать пообщинно, то доля рабочих у малайцев увеличилась за время НЭПа на 5 % (т.е. до 23 %), а у китайцев сократилась на 8 % - до 34 %. У индийцев доля рабочих плантации упала на 19%. Уровень образования среди малайцев значительно вырос. Число малайцев, проживающих в сельской местности, сократилось с 65,2 до 33,5 %.
Таблица 5. Экономические показатели

Таблица 6. Доля этнических групп в совокупном акционерном обществе, %

Некоторые наши товарищи, смотря на эту таблицу распределения собственности, считают ошибочной политику правящего класса Малайзии. Некоторые наши товарищи считают, что так как, этнические малайцы владеют всего 20 %, то это значит, что экономическая политика проводится не в интересах малайского большинства. Но они не видят, что в 1970 г. ВВП страны был $ 4,7 млрд., а малайцам принадлежало всего 2 % или $ 90 млн. В 1990 г. ВВП составил $ 87 млрд., а малайцам уже принадлежало 20 % процентов или $17 млрд. То есть мы видим резкий рост благосостояния этнических малайцев. Конечно, можно сказать, что надо было дать малайцам больше. Но при этом забывают, что тогда пришлось бы отбирать у других. А такая ситуация сразу же привела бы к обострению вплоть до гражданской войны внутри страны и войны с ближайшими соседями. В результате такой безграмотной политики малайцы вполне возможно получили бы 100 % собственности. Но эти 100 % составляли бы те же $ 4,7 млрд.
Правильная политика, которую выбрало малайское большинство, привела к тому, что малайцам принадлежит $ 17 млрд., а не $ 4,7 млрд.
Всегда надо помнить, что 100 % дырки от бублика, это всего лишь дырка от бублика. Малайцы вместо дырки от бублика, выбрали 20 % богатого и успешно развивающегося предприятия. Так же необходимо понимать, что скорость прироста богатства у малайцев выше, чем у других этнических групп, - с 2 % собственности малайцы поднялись до 20 % и продолжают расти. Доля собственности малайцев выросла в 10 раз. Доля собственности немалайских групп, выросла с 30 % до 46 %, или всего на 50 %. Такими темпами малайцы скоро будут иметь собственность больше, чем другие этнические группы. То есть, малайцы увеличивают свое благосостояние в честной конкурентной борьбе, делом и результатом своего труда доказывая свое право на большую часть собственности. Другие страны, которые решили выбрать 100 % дырки от бублика, в итоге разрушают свою страну и разваливают государство. Это мы можем видеть, как по своим ближайшим соседям, - Таджикистану и Кыргызстану, так и по другим странам,- Судану, Сомали, Афганистану.
Поэтому мы считаем, что хотя малайцы не владеют большей частью собственности в своей стране, в целом стали намного богаче. А рост доли их собственности показывает, что скоро большая часть собственности будет в руках у малайского большинства.


Преодоление Азиатского финансового кризиса (1997-1998 гг.)
Азиатский финансовый кризис – экономический кризис в странах Южной и Восточной Азии, который разразился в июле 1997 г. и стал серьёзным потрясением мировой экономики в 90-е годы. Причиной кризиса стал чрезвычайно быстрый рост экономик «азиатских тигров», который способствовал массивному притоку капитала в эти страны, росту государственного и корпоративного долга, перегреву экономики и буму на рынке недвижимости. Азиатский финансовый кризис начался в Таиланде. Величина внешнего долга Таиланда была настолько огромной, что страна не смогла выполнить свои обязательства и оказалась банкротом. 30 июня 1997 г. власти Таиланда провели девальвацию местной валюты – бата, курс которого был прежде привязан к курсу американского доллара. В результате обменный курс бата упал наполовину, а фондовый рынок Таиланда — на три четверти. В течение последующего месяца кризис перекинулся на экономики Индонезии, Малайзии и Южной Кореи. Индонезия, Южная Корея и Таиланд более всего пострадали от кризиса. Гонконг, Малайзия, Филиппины кризис также затронул в большой степени. Менее тяжелыми последствия кризиса были в Китае, Индии, Тайване, Сингапуре, Брунее и Вьетнаме. Для всех названных экономик в течение 1997-1998 гг. были характерны падение курса национальной валюты, падение фондовых индексов, рост инфляции, увеличение объема корпоративного долга, громкие банкротства корпораций.

Таблица 7. Экономические показатели

К концу 1997 г. экономика ФМ также оказалась в кризисном положении: атака валютных спекулянтов на малайзийские акции, развернувшийся отток иностранного капитала, массированные продажи ринггита за пределами страны сделали свое дело. Суммарный индекс фондовой биржи Куала-Лумпура с июля 1997 г. по сентябрь 1998 г. снизился почти на 75 % (более чем с 1000 пунктов до 262). В конце 1997 г. «обрушились» примерно на $ 200 млрд. акции ведущих компаний и фирм страны. Курс национальной валюты – ринггита – упал почти вдвое (с 2,5 ринггита за доллар до 4,8, позже даже до 5,1). Отток капитала за первые три квартала 1997 г. составил $ 11 млрд. Расходная часть бюджета 1998 г. была урезана на 18 %. Был сокращен потребительский импорт, заморожена заработная плата. Золотовалютные резервы таяли. В стране резко взлетели цены, начала бурно расти безработица. Ажиотажный спрос сметал с полок магазинов товары первой необходимости. Мелкие и средние предприятия разорялись десятками и сотнями. Сначала, как и другие страны Юго-Восточной Азии, Малайзия пыталась бороться с кризисом, следуя рекомендациям МВФ. Их суть: плавающий курс национальной валюты; либерализация обменного курса; отсутствие ограничений на операции с капиталом; повышение учетных ставок во имя борьбы с инфляцией и повышения доверия инвесторов; минимум государственной помощи банкам и проблемным компаниям; снятие ограничений на право иностранцев владеть собственностью; приватизация государственной собственности; сокращение или отмена государственных субсидий.
Но Малайзия отказывалась от любых форм сотрудничества с МВФ, и приступилa к реализации своего плана. В сентябре 1998 г. был опубликован пакет мер, направленных на преодоление финансового кризиса.
Во-первых, с 1 сентября 1998 г. устанавливался твердый официальный обменный курс, приравнивавший $ 1 к 3,8 малайзийских ринггитов (до кризиса $ 1 к 2,5). Тем самым удалось отчасти сбалансировать интересы экспортеров и импортеров и скорректировать цены на внутреннем рынке.
Во-вторых, вводили жесткие меры регулирования вывоза ринггитов за рубеж, ринггитовые счета в зарубежных банках были заморожены. Отток малайзийской национальной валюты в другие страны, прежде всего, в Сингапур, где была более высокая процентная ставка, сократился, равно как и спекулятивные операции с деньгами. Вывоз инвалюты нерезидентами допускался лишь в объеме ввезенной в страну суммы. Малайзийские граждане, согласившиеся на репатриацию своих инвалютных и ринггитовых активов до 1 января 1999 г., освобождались от уплаты с них подоходного налога и обязанности объяснять их происхождение. Малайзийским банкам было запрещено переводить ринггиты на какие-либо счета по требованию своих зарубежных клиентов. Центральный банк строго контролировал ринггитовые фонды иностранных банков, - эти средства разрешалось использовать лишь для покупки товаров в Малайзии и оплаты экспортных операций. Таким образом, ликвидные средства удалось пополнить, а банки получили возможность более широкого кредитования. Дивиденды и средства, полученные от реализации в стране активов, можно было получить в инвалюте по официальному курсу.
В-третьих, было ограничено право нерезидентов оперировать с малайзийскими ценными бумагами, а реализовать прибыль от их продажи разрешалось лишь через год. Иными словами, на год запрещался перевод за границу прибылей и дивидендов, полученных от продажи ринггитовых активов. Приток спекулятивного краткосрочного капитала, а также портфельных инвестиций был сокращен, для малайзийских компаний, действовавших в других странах, определены строгие условия вывоза капитала. Благодаря этим постановлениям денежная масса возросла на 25 млрд. рингг., что оживило фондовый рынок.
Чтобы сохранить неоперившийся малайзийский предпринимательский класс, Махатхир и Даим, вопреки рекомендациям МВФ, снизили банковскую учетную ставку. Были отменены некоторые фискальные повинности и урезаны ставки налогов на прибыль. Даим с санкции премьера распорядился даже повысить зарплаты – и в той же пропорции допустить рост внутренних цен. В результате этих мер, поступления в бюджет ежегодно возрастали на 10 %.
Одновременно принимались меры к оздоровлению банковской системы. Правительство и деловой мир тесно взаимодействовали в борьбе с кризисом. Государство предоставило частным банкам 11 млрд. ринг. для погашения текущей задолженности. Ответной реакцией было согласие представителей финансового капитала на реорганизацию банковской системы: из 71 банка, а также кредитных организаций было образовано 10 «якорных» банков и 20 специальных финансовых институтов. Кроме того, предстояло положить конец практике полулегальных краткосрочных сделок и операций с малайзийскими акциями, проводимых через сингапурский фондовый рынок «Central limit order book» (CLOB). Для перекрытия этого канала утечки национальной валюты власти ввели новую систему регистрации, исключающую анонимность сделок. Акции, приобретенные через CLOB, нельзя было продавать по доверенности до регистрации их владельца. Нарушение запрета грозило замораживанием почти двухсот тысяч счетов. Эти меры положительно сказались на фондовой бирже Малайзии: совокупный индекс акций здесь поднялся с 262 до 800 пунктов, возросла и их капитализация.
Были созданы новые институты по управлению кризисом. Важнейшие из них – «Данахарта», «Данамодал» и Комитет по реструктуризации корпоративных долгов (CDRC). В июле 1998 г. правительство образовало агентство по управлению ненадежными долгами – «Данахарта». Целью «Данахарты» был выкуп просроченных долговых обязательств с целью снятия долгового бремени с банков. Оно скупило у банков примерно половину их проблемных долгов, а таковых было 20 % по рыночным ценам (примерно 54 % от их номинала). К концу 2000 г. «Данахарта» выкупила долговые обязательства на сумму 47,5 млрд. ринггитов. Впоследствии, еще до прекращения деятельности агентства (2005 г.), банки выкупили эти долги. Такова была реальная помощь правительства финансовым институтам страны в трудное для них время. (Для сравнения заметим, что правительство Таиланда лишь в 2001 г. создало структуру аналогичную «Данахарта».) Агентство «Данамодал» было создано при Центральном банке Малайзии. Его цель состояла в помощи финансовым институтам, пострадавшим от кризиса. К середине 1999 г. «Данамодал» вложил свыше 7,5 млрд. ринггитов в проблемные банки, что уберегло их от банкротства. На сегодняшний день большинство банков расплатилось с агентством. CDRC был создан как форум должников и кредиторов из числа представителей крупного бизнеса с целью достижения договоренностей между ними о реструктуризации долга. Комитет решил проблемы более чем тридцати крупных компаний.
Малайзия оказалась единственным из охваченных финансовым кризисом государств Восточной и Юго-Восточной Азии, которому удалось его преодолеть собственными силами. B стране не было социальных потрясений, а правительство всемерно поддерживало благоприятный инвестиционный климат. Результатом разумной экономической политики стало то, что Малайзия достигла докризисного уровня развития и даже превысила его. Временные меры, принятые для контроля над капиталом, частично были отменены уже во втором квартале 1999 г. В стране возобновилось плановое строительство, а экономика вновь стала набирать силу. К концу 1999 г. сократившиеся золотовалютные резервы вновь вышли на докризисный уровень – $ 28,5 млрд. В 2000 г. Малайзия заняла одно из первых мест в мире по темпам прироста ВВП, которые составили 8,2 %.

Таблица 8. Экономические показатели


Опыт привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Малайзию
Объем экспорта служил главным показателем для определения допустимого уровня иностранного владения акционерным капиталом в отрасли/компании. Чем больше продукции отрасли экспортировалось, тем выше была доля иностранного участия. Например, если экспортировалось более 80 % продукции, разрешено было 100 % иностранное владение предприятием. Следовательно, сфера деятельности иностранных компаний в Малайзии ограничивалась экспортоориентированными отраслями промышленности. Только в 1998 г. данные ограничения были отменены, для того чтобы возобновить и усилить приток ПИИ в страну.

Таблица 9. Список основных мер, стимулирующих капиталовложения в производственном секторе
Налоговые инициативы Налоговые льготы
Пионерный статус Освобождение от налога на прибыль на 5 лет (для высокотехнологичных компаний и компаний, включенных в Программу Индустриального развития - укрепления Industrial linkage scheme), далее подоходный налог – 30 %, для Сабаха, Саравака, Лабуана и Восточного Коридора на полуострове – 15 %.
Льготный налог на капиталовложения Снижение налога на 60 % (80 % для Сабаха, Саравака, Лабуана и Восточного Коридора на полуострове), на капиталовложения, совершенные в течение 5 лет с начала существования компании. Льгота может быть зачтена при условии 70 % (100 % для компаний, зарегистрированных в Сабахе, Сараваке, Лабуане и Восточном Коридоре на полуострове, а также для высокотехнологичных компаний) нормативной прибыли в год образования. Неиспользованная часть льготы может переноситься на следующие периоды до тех пор, пока вся сумма не будет использована полностью.
Другие меры предлагаются для компаний, специализирующихся на НИОКР: льгота в размере 100 % для предприятий, занимающихся НИОКР и тренинговой деятельностью (50 % для компаний, занимающихся внутренним НИОКР) на капиталовложения, совершенные в течение 10 лет с начала существования компании. Льгота может быть зачтена при условии 70 % нормативной прибыли в год образования. Неиспользованная часть льготы может переноситься на следующие периоды до тех пор, пока вся сумма не будет использована полностью.
Льготы по реинвестированию Снижение налога на 60 % на совершенные капиталовложения. Льгота может быть зачтена при условии 70 % (100 % для компаний, зарегистрированных в Сабахе, Сараваке, Лабуане и Восточном Коридоре на полуострове, а также для высокотехнологичных компаний) нормативной прибыли в год образования. Неиспользованная часть льготы может переноситься на следующие периоды до тех пор, пока вся сумма не будет использована полностью.
После истечения срока предоставления льготы по реинвестированию, компании могут претендовать на ускоренную амортизацию капитальных вложений, при которой 40 % нормальная ставка и 20 % дополнительная ставка позволяют списание капитальных вложений в течение 3 лет.
Льготы на изменение производства в соответствии с требованиями рынка Льготы предоставляются производственным предприятиям на реорганизацию, реконструкцию и слияние внутри сектора, позволяющие достичь самоокупаемости производства, улучшающие производственную технологию, увеличивающие продуктивность и обеспечивающие эффективное использование человеческих и прочих ресурсов.
Инициатива для укрепления Industrial linkages scheme:
• Инициативы для крупных компаний
• Инициативы для поставщиков • Вычет из налога на расходы, понесенные в ходе повышения квалификации персонала и разработки продукции.
• Пионерный статус или льготный налог на капиталовложения вместе со 100 % освобождением от налога на прибыль в течение пяти лет.
Инициативы для экспорта Удвоенные вычеты на расходы по продвижению экспорта, стоимость перевозки грузов, премии при страховании экспортных кредитов. Налоговые скидки на стоимость увеличенного экспорта, промышленных зданий и схема рефинансирования экспортных кредитов.
Инициативы для продвижения малайзийских торговых марок • Удвоенные вычеты на расходы, связанные с размещением местной рекламы.
• Выплата профессиональных вознаграждений компаниям, продвигающим малайзийские фирменные знаки.
Инициативы по обучению и развитию
• Обучение до поступления на работу
• Двойные вычеты для расходов на переаттестацию
• Фонд по развитию людских ресурсов • Единоразовое освобождение от налогов на расходы по обучению и развитию, понесенных до образования предприятия.
• Двойные вычеты на расходы, понесенные на повышение квалификации сотрудников при их обучении в сертифицированных тренинговых организациях.
Дотации на развитие инфраструктуры Компаниям, работающим в производственном секторе или сфере услуг в Восточной Малайзии, предоставляется 100 % дотация на расходы по развитию инфраструктуры. Льгота может быть зачтена при условии 85 % нормативной прибыли в год образования. Неиспользованная часть льготы может переноситься на следующие периоды до тех пор, пока вся сумма не будет использована полностью.
Инициативы для НИОКР Предоставление пионерного статуса со 100 % освобождением от подоходного налога на 5 лет или нулевой налог на капиталовложения на 100 % капитальных затрат в течение 10 лет. Льгота может быть зачтена при условии 70 % нормативной прибыли в год образования.

Таблица 10. Тенденции ПИИ в Малайзии, 1970-2010 гг.


В 1970 г. общий объем прямых иностранных инвестиций составлял $ 94 млн., в 1990 г. – $ 2,6 млрд., в 2010 г. - $ 9,1 млрд. (табл. 10). ПИИ сыграли большую роль в развитии промышленности Малайзии и достижении ее социально-политических задач. С момента введения нового, более открытого инвестиционного режима в 1985 г., вклад иностранных предприятий в общий объем производства промышленного сектора увеличился с 33,4 % в 1986 г. до 44,2 % в 1999 г., а процент занятых на иностранных предприятиях вырос с 30,3 до 38,1 за тот же период. Вследствие стремительного развития производственного сектора, Малайзия перестала быть страной с избыточным предложением рабочей силы и в начале 90-х столкнулась с нехваткой кадров. Из-за кадрового голода значительно возрос средний уровень зарплат.
Что касается НИОКР и распространения новейших технологий, в 2000 г. иностранные предприятия составили около 65 % от всех частных инвестиций в исследования и разработки, что примерно равнялось государственным затратам по данной статье. В 2000 г. затраты на НИОКР в Малайзии составили примерно 0,5 % от ВВП.


Аграрный сектор
Малайзии был присущ сложный комплекс проблем, связанных с аграрным характером экономики. Плантации принадлежали в основном иностранцам, а мелкотоварный производитель был представлен массой раздробленных малоземельных крестьянских хозяйств.
Правительство разработало программы переселения крестьян в специально построенные деревни в разных районах Малаккского полуострова. На новом месте в зависимости от того, какую культуру были обязаны возделывать переселенцы, им выделялись земельные участки, предоставлялись кредиты и необходимый инвентарь. Переселение крестьян, которое проводили в 70-80-х годах государственные организации, оказалось успешным. Например, ФЛДА (Federal Land Development Authorities) переселила крестьян на общую площадь 4,5 тыс. акров. Новоселам выделялись участки от восьми до десяти акров, предоставлялись семена и саженцы, средства на расходы до первого урожая. Кредит подлежал погашению в течение 10-15 лет после получения первого урожая плантационных культур.
Государство учредило специальные финансовые институты для обеспечения крестьян кредитами: Национальный сберегательный банк, Федеральный земельный банк и др.
В 1984 г. была обнародовано «Первая национальная аграрная политика» (1984-1991).

Цели:
• Повышение товарности мелких крестьянских хозяйств;
• Интенсификация и модернизация сельскохозяйственного производства. Программа интенсификации сельскохозяйственного производства предусматривала модернизацию мелких крестьянских и фермерских хозяйств, применение более современных методов обработки земли, усиление экспортной ориентации сельскохозяйственной продукции, расширение коммерческой деятельности.
• Переселенческая политика на более выгодных для крестьян условиях.

Результаты:
Наделение крестьян землей, открытие им доступа к дешевому кредиту и содействия правительства в развитии сельской инфраструктуры, включая местные рынки – все эти меры вели к ускоренному формированию в деревне средних товарных хозяйств, производящих продукцию на экспорт. Вместе с тем для предотвращения чрезмерного дробления земельных наделов закон запрещал передачу прав собственности и коллективное владение таковыми на участки менее 0,4 га. С другой стороны, государственные аграрные организации содействовали укрупнению земельных владений, стимулируя слияние мелких и мельчайших участков земли. Результатом такой аграрной политики стало ощутимое сокращение бедности в деревне с 58,7 % в 1970-м до 21,8 % - в 1990 г.
В начале 90-х годов была утверждена «Вторая национальная аграрная политика (1992-1997)». Эта программа стала осуществляться с 1993 г.


Цели:
• Максимально увеличить доходность сельского хозяйства за счет его внутренних ресурсов;
• Установить более прочные связи аграрного производства с перерабатывающей промышленностью;
• Реформировать рынок сельскохозяйственной продукции;
• Повышение урожайности основных культур, используя достижения агротехнологии.

Результаты:
В ходе реализации данной аграрной политики продолжалось постепенное вовлечение в хозяйственный оборот новых земель. За последние десятилетия разные государственные агентства совместно с частными компаниями на основе ряда программ, проводимых Ведомством организации переработки крестьянского каучука, Федеральной службой консолидации и восстановления плодородия земли и другими организациями, взялись за усиленную мелиорацию и освоение новых земель не только на полуострове, но и в Сараваке и Сабахе. В результате общих усилий удалось ввести в хозяйственный оборот 800 тыс. гектаров, восстановить плодородность почвы на 120 тыс.
«Третья национальная аграрная политика» (1998-2010). В этом документе была поставлена задача превратить Малайзию к 2010 г. в одного из крупнейших поставщиков продовольствия на мировой рынок. На дальнейшую модернизацию аграрного сектора и повышение конкурентоспособности его продукции было выделено 10 млрд. рингг. Предусматривалось продолжать коммерциализацию сельского хозяйства путем установления коммерческих отношений товарных хозяйств с внутренним и внешним рынком, а также с предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. В соответствии с пересмотренным Кодексом стандартов Малайзии внедрялись новые нормы качества. Кроме того, стала широко применяться специальная сертификация продуктов по их соответствию предписаниям Корана.
По мере успешного развития национальной экономики улучшалась и инфраструктура, что постепенно приводило к изменению жизни во многих сельских районах, в которых зачастую доходы крестьян почти не уступали заработкам горожан. Развитая дорожная сеть, обеспечение населения безопасной для здоровья водой, доступ к современным телекоммуникационным средствам, наличие школ и больниц – по всем этим условиям быта сельское население приблизилось к городскому, что не могло не привести к сокращению бедности в деревне.



Таблица 11. Объем производства сельскохозяйственных товаров


В сельском хозяйстве появились и новые направления. В растениеводстве стали выращивать культуры, служащие сырьем для фармацевтической и косметической промышленности, а в животноводстве появилась тенденция налаживать и последующую переработку мясопродуктов. Эти и другие новации – признаки кардинального преобразования аграрного сектора и превращения его в аграрно-промышленный.
Политика повышения уровня благосостояния малайцев имеет прямое отношение к опыту Малайзии в вопросе поднятия села. Для этих целей здесь было создано министерство развития сельских регионов, которое сконцентрировало свою деятельность на реализации социальных, экономических и гуманитарных реформ на селе. Министерство несет непосредственную ответственность за создание надлежащей инфраструктуры деревень (больницы, мечети, дороги, водоснабжение, электричество, компьютеризация и т. д.). Оно также реализует образовательные реформы на селе, в то время как министерство образования Малайзии задействовано только в теоретической разработке данных реформ. При участии министерства в деревнях страны была создана сеть школ и профтехучилищ. По инициативе того же ведомства в Куала-Лумпуре был создан специализированный институт, где проходят курс обучения представители сельских регионов Малайзии. В ходе своей деятельности министерство также сталкивается с таким вопросом, как переселение людей из неблагоприятных с сельскохозяйственной точки зрения районов. При их переселении министерство заранее подготавливает и передает в пользование плантации, создает инфраструктуру села, а также на начальном этапе производит финансовое обеспечение данной группы сельчан. Хотя это требует значительных капиталов, на сегодняшний день проблема села в стране не вызывает тех тревог, с которыми пришлось столкнуться в первые годы независимости.
Затрагивая проблему села, практическую ценность представляет внедряемая в настоящее время (с 2000 г.) в Малайзии программа «Одна деревня - одно производство». Эта модель была заимствована у Японии и направлена на повышение уровня занятости и достатка среди сельских жителей. Сельский регион или отдельная деревня должны выбрать определенную продукцию, производство которой будет наиболее выгодным исходя из производственных, климатических, ресурсных и географических особенностей местности. При этом выбранная продукция должна иметь спрос, быть конкурентоспособной и в отдельных случаях экспортироваться за рубеж. В этих целях государство даже стимулирует создание перерабатывающих предприятий не в промышленных зонах, а в сельских регионах. Тем самым оно старается обеспечить взаимовыгодный контакт между селом и отдельной промышленностью. Производимая продукция может представлять не только сельхозпродукцию, но и туристический сервис. В эту сферу вовлечены многие села страны пребывания, находящиеся в районе традиционного скопления местных и иностранных туристов.
Поднятие уровня жизни на селе внесло значительный вклад в долгосрочную программу правительства по искоренению бедности. Согласно источникам национальных статагентств, еще в 1957 г. уровень бедности в Малайзии превышал 60 %. К сегодняшнему дню эта цифра сведена к 4 %. На пути к этим результатам правительство страны разработало ряд мер, включавших вовлечение сельского населения в производственный сектор, ускоренный темп урбанизации, предоставление расширенного доступа к образованию, здравоохранению и т. д.
Казахстан
Таблица 12. Объем производства сельскохозяйственных товаров



Промышленность
В промышленном развитии малайзийское правительство опирается на привлечение иностранного капитала и стимулирование деятельности частного сектора.

Таблица 13. Этапы реализации Стратегий индустриализации в Малайзии (1957-1990 гг.)
Фазы Стратегия индустриализации Индустриальная политика Акцент на промышленном производстве
1 Импортзамещающая индустриализация (1957-1970 гг.) • Pioneer Industrial Ordinance, 1958 - Простые потребительские товары
- Ориентация на внутренний рынок
2 Экспорториентированная индустриализация (1970-1980 гг.) • Акт о стимулировании инвестиций, 1968
• Закон о промышленной координации, 1975 - Ориентация на экспорт
- Трудоёмкое производство
- Зоны свободной торговли (ЗСТ)
- Электроника и текстиль на экспорт
3 Второй этап импортзамещения (1980-1985 гг.) • Heavy Industries policy - Ориентация на внутренний рынок для некоторых областей тяжелой промышленности
- Потребительские товары длительного пользования, полуфабрикаты и средства производства
4 Экспорториентация (1980-1990 гг.) • Industrial Master Plan 1986
• Закон о поощрении инвестиций, 1986 - Содействие расширению экспорта
- Ресурсоориентированная промышленность
- Капиталоёмкое производство

Сразу после обретения независимости в 1957 г. руководство страны озаботилось проблемой национального производства, и все 60-ые годы проводило политику импортозамещения. Импортзамещение является попыткой заменить импортируемые промышленные товары потребительского назначения отечественной продукцией. Типичная стратегия заключается в том, чтобы под прикрытием таможенных барьеров или квот на импорт некоторых важных товаров развивать местную промышленность для производства тех же товаров, например, радиоаппаратуры, бытовых электроприборов. Хотя сначала издержки производства могут быть выше, чем цены прежде импортировавшихся товаров, экономическая целесообразность организации импортзамещающих промышленных производств обосновывается либо возможностью использовать со временем выгоды крупного производства и низких издержек (аргумент в поддержку таможенной защиты так называемой молодой промышленности), либо потребностью улучшить платежный баланс уменьшением ассортимента импортируемых потребительских товаров.
Импортзамещающая модель развития имела в Малайзии свою специфику: здесь создавались трудо- и ресурсоемкие предприятия. Импортозамещение было средством налаживания производства простых потребительских товаров, ориентированных на внутренний рынок. Основными инструментами этой политики стали высокие импортные пошлины и государственная поддержка зарождающихся отраслей промышленности. В области сельского хозяйства правительство основное внимание уделяло обеспечению населения основными продовольственными товарами и модернизации малых фермерских хозяйств. В начале 70-х годов Малайзия стала переходить и к развитию экспорториентированных отраслей с постепенно усложнявшимся процессом производства. С целью ее реализации разрабатывается система льгот для инвесторов и экспортеров, создаются свободные торговые зоны. Главный упор делается на развитие экспорта текстильной промышленности и электроники. Именно с этого момента ускоряются темпы экономического развития Малайзии. Так, за 1971-1980 годы среднегодовые темпы роста ее ВВП составили 8 %. К 1984 г. 32 % экспортных поступлений ($ 12,2 млрд.) обеспечивали бытовая электроника, производство которой прирастало по 69 % в год, а также текстиль (на 26 % ежегодно). К 1990 г. две эти статьи покрывали 2/3 экспортной выручки от готовой продукции. В целом, производство последней ежегодно увеличивалось на 10,3 %. Каждое четвертое изделие бытовой электроники (компьютер, телевизор и т.п.) в мире изготавливалось в Малайзии.
Производство сложной промышленной продукции предполагало использование новейшего оборудования, внедрение самых современных технологий и ноу-хау и осуществлялось при поддержке госсектора, иностранного (или местного китайского) крупного капитала. Соответственно требовались современная инфраструктура и дешевая рабочая сила. Администрации А. Разака, Х. Онна и Махатхира сумели обеспечить эти условия.
Большая часть предприятий создавалась иностранными компаниями, которых привлекала дешевизна местной рабочей силы. По мере реализации планов создания предприятий, работающих на экспорт, в них все более активное участие принимало государство. В результате постепенно создавалась модель экспорториентированного производства, становившегося локомотивом экономического роста. Однако зависимость от притока инвестиций, технологии, запасных частей из-за рубежа становилась все больше. Когда появилась электротехническая и электронная промышленность, предприятия на 80-85 % зависели от ввозимых компонентов. Для решения проблемы финансирования основания и скорейшего подъема новых отраслей было решено привлекать транснациональные корпорации с их капиталами, технологией и современным менеджментом. При содействии ТНК создавались новейшие современные предприятия, выпускавшие конкурентоспособную продукцию, для которой те же корпорации помогали изыскивать новые ниши на мировом рынке и успешно ее реализовывать. Одной из первых ТНК, начавших действовать в Малайзии, стала «Siemens group» которая открыла свое предприятие в 1972 г. Онa действуeт в сферах телекоммуникаций, энергетики, нефтегазовой промышленности, транспорта, автомобилестроения, водоснабжения, а также на многих предприятиях с полным производственным циклом. За три с лишним десятилетия инвестиции этой ТНК в экономику Малайзии составили свыше $ 5 млрд. На ее предприятиях в 2005 г. работало 3700 управленцев и служащих. Оценив дальнейшие перспективы расширения экономических связей Малайзии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, «Siemens» открыла Центр телекоммуникационных услуг для стран ЮВА и Тихого океана, Региональный нефтегазовый бизнес-центр, Азиатско-Тихоокеанский центр сети фиксированной связи и др. Другим примером может послужить созданная в 1973 г. компания «Infineon technologies Malaysia». Ее суммарные инвестиции с 1973 по 2005 г. превысили 4 млрд. ринг. ($ 1=3,8 рингг.). На предприятии в Малакке, которое к 2005 г. выпускало треть всей ее продукции в различных странах мира, было занято 5800 малайзийцев. Здесь производятся полупроводники для автомобильной промышленности, контрольные и энергетические системы, сотовые телефоны, серверы, компьютеры, цифровая и мультимедийная аппаратура, универсальные мобильные телекоммуникационные системы и др. В 2005 г. «Infifneon technologies» стала признанным лидером инноваций в мировом полупроводниковом производстве. Секрет ее успехов – в разработках и применений новых технологий, забота о подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров. Компания создала в Малакке академию, в которой обучаются занятые на предприятии сотрудники. Еще один крупный объект «Infineon technologies» - предприятие в Кулиме (штат Кедах), производящее полупроводники. Всю информационно-технологическую инфраструктуру для него построила компания «Siemens». В течение 1980-1986 годов в Малайзии проводится политика импортозамещения в отраслях тяжелой промышленности. Основанная еще в бытность Махатхира министром торговли и промышленности госкорпорация HICOM (Heavy Industry Corporation of Malaysia) в партнерстве с японскими и южнокорейскими промышленными гигантами приступила к сооружению ряда крупнейших заводов, в т. ч. АСЕАНовского проекта – масштабной фабрики химудобрений и – в содружестве с Мицубиси – гигантского завода по производству «национального автомобиля Протон». Строительство велось при щедрых субсидиях и тарифном протекционизме государства, с привлечением крупных займов у Японии.
Таблица 14. Объем производства промышленных товаров


Развитие экспорториентированного производства требовало либерализации внешней торговли. Она началась в 1971 г. изданием Закона об организации экспортно-производственных зон (ЭПЗ). Малайзия в этом следовала примеру Сингапура. По этому Закону компаниям, производящим экспортную продукцию, предоставлялись льготы. Последующее процветание ЭПЗ стимулировал принятый в 1990 г. новый закон о свободных зонах (Free Zones Act). Свободными зонами считаются, в соответствии с Таможенным кодексом Малайзии, территории, находящиеся вне пределов действия основных законов страны. В них можно ввозить товары (за исключением запрещенных), производить переработку и экспортировать отсюда без взимания таможенных пошлин, акцизных сборов, налогов на продажу и услуги. Деятельность зон подпадает под положения законов об акциях, поощрении инвестиций и др. Большей частью предприятия, созданные на таких территориях, используют импортные сырье и компоненты. Иногда администрации предприятий предписывалось поставлять на внутренний рынок до 20 % всей выпускаемой продукции. К 2004 г. в Малайзии было создано 25 свободных экономических зон, в т.ч. 14 дополнительных торговых, в которых производится разукомплектование партий товаров, сортировка, переупаковка и маркировка. Эти операции необходимы при реэкспортной торговле, которая в Малайзии постепенно набирает силу. В 14 СПЗ были созданы специализированные промышленные предприятия. Эта совершенствуемая система – важная часть малайзийской модели развития экономики, ориентированной на экспорт.


Нефтяная промышленность
Разработка нефтяных ресурсов Федерации в значительной степени осуществлялась транснациональными компаниями. До 1975 г. вся добыча нефти находилась в руках англо-голландского концерна «Royal Dutch Shell». На дочерние компании концерна— «Sarawak Shell Bhd.» и «Sabah Shell petroleum Company» — приходилось соответственно 80 % и 20 % добываемой в Федерации нефти. С 1975 г. промышленную эксплуатацию нефти начала крупнейшая в мире нефтяная американская монополия «Exxon», удельный вес которой в общем объеме производства нефти в Малайзии к 1980 г. достиг 43 %.
В 1974 г. в стране была создана государственная нефтяная корпорация «Petroliam Nasional» - «Petronas», которой предоставлено монопольное право во всей деятельности, связанной с разведкой, добычей, переработкой и продажей нефти и газа. «Petronas» кардинально пересмотрела все соглашения с иностранными компаниями. Была принята новая формула долевого участия: 40 % добываемой нефти должны идти на покрытие производственных издержек, включая выплату роялти, а остальные 60 % делиться в пропорции 65:35 или 75:25, в зависимости от уровня годовой добычи. В июне 1980 г. в Малайзии была утверждена «Национальная нефтяная политика», направленная на сохранение запасов нефти. В этой связи, в частности, были введены ограничения на добычу нефти. Уровень ежегодной добычи не должен превышать 1, 75 % от прогнозных запасов каждого отдельного месторождения.

Автомобильная промышленность
Производство автомобилей в Малайзии началось лишь в середине 80-х годов. До этого в Федерации действовали лишь 15 заводов по сборке автомобилей. Первое предприятие по сборке грузовых и легковых автомобилей было введено в эксплуатацию в 1967 г. В 1983 г. была создана компания «Proton» при содействии «DRB-HICOM group», наладившая в Малайзии выпуск автомобилей. В следующем году та же группа учредила фирму «Edaran otomobil nasional», которая получила право продавать машины. Первый малайзийский автомобиль, выпущенный в 1985 г., хотя и требовал существенной доработки, тем не менее представлял собой немалое достижение, поскольку в то время лишь десять стран мира выпускали автомобили собственных марок. Махатхиру хотелось иметь «чисто малайзийский» автомобиль – предмет, которым нация могла бы гордиться, а заодно развернуть в стране ряд производств комплектующих деталей и узлов, создать десятки тысяч новых рабочих мест. Расчетное производство составляло 80 тыс. легковых машин в год, но в условиях спада внутренний спрос оказался скудным. Тогда правительство принялось постепенно поднимать ввозные пошлины на импортные автомобили, пока они не стали запретительными (300 %), обеспечив стабильный внутренний спрос на Протоны. К тому же с 1990 г. они начали продаваться также в странах Дальнего Востока и даже Великобритании. Только в начале 1990-х годов их производство стало умеренно прибыльным, а сбыт двадцати процентов продукции распространился на многие страны, включая Россию. В 1995 г. завод Протон в рамках кампании приватизации был приобретен крупным магнатом-малайцем.
К 1993 г. в Малайзии действовало 8 автосборочных заводов. Вскоре был создан второй автомобилестроительный завод «Perodua». В новой совместной компании 38 % капитала принадлежало малайзийской «UBM corporation», 20 % - государственной компании «Med-Bumicar MARA», 10 % - ПНБ Икуити рекорз», 20 % - японской компании «Дайхацу моторз», 7 % - «Мицуи». В стране действует огромная пошлина на ввоз импортных автомобилей для поддержки национальных автомобильных компаний «Proton» и «Perodua».

Языковая политика Малайзии
К началу 80-х годов малайским языком владело 75 % малайзийских граждан, в то время как на начальном этапе НЭП их количество не превышало 64 %. Почти в два раза вырос процент китайцев в полуостровной части Малайзии, знающих малайский язык (73 % в 1980 г. по сравнению с 37 % в 1970 г.). Произошло увеличение числа индийцев, владевших им, с 50 % в 1970 г. до 86 % в 1980 г. Малайский язык постепенно вытеснил английский в официальной сфере, взяв на себя роль рабочего языка государственных учреждений, министерств и ведомств, законодательных структур. С начала 80-х годов преподавание учебных дисциплин в школах окончательно перешло на малайский язык, английский же язык стал отдельным предметом. С целью повысить число малайцев, занятых техническим и высококвалифицированным трудом, для них был предусмотрен ряд привилегий: специальные подготовительные курсы, дополнительная материальная помощь, предоставление стипендий. В рамках школьного образования планировалось проведение начального этапа подготовки молодых предпринимателей-бумипутра.
Несмотря на то, что каждая из этнических групп исповедует различные религии и бережно хранит унаследованные традиции, уровень знания (т. е. умеют читать и писать) государственного языка здесь составляет практически 100 %, и это при том, что доля малайского населения равна около 55 %. Все официальные мероприятия в стране осуществляются на малайском языке. Язык активно используется в государственных и бизнес-структурах, образовании и быту. При этом доминирование госязыка не вызывает какой-либо оппозиции со стороны немалайцев и является естественным состоянием современного общества страны.
В Казахстане перед нашей нацией сейчас стоят те же самые проблемы, какие были у Малайзии.
Нам необходимо повысить знание и применение казахского языка по всей территории нашей страны. Мы видели, что малайцы очень эффективно решили этот вопрос у себя.
В Казахстане имеются разные этнические группы и различные религиозные конфессии. Из этих разных этнических групп и людей различных верований, необходимо создать единую национальную общность, единую нацию, которая будет считать Казахстан своей настоящей Родиной. Малайцы показали, что они успешно решили, точно такой же вопрос стоявший перед ними.
Нам надо поднять внутреннее товарное производство. И малайцы показали нам пример, как этого можно добиться.
Кроме того, нам нужно поднять благосостояние этнических казахов, говорящих на казахском языке. И здесь малайцы показывают, как можно добиться этой цели, не ущемляя интересы других этнических групп.
На примере Малайзии мы увидели, насколько эффективно капиталисты, как класс стоящие у власти, решают все вопросы, стоящие перед нацией. Необходимо подчеркнуть, во всех странах, где капиталисты находятся у власти расовые, религиозные и этнические конфликты решаются очень быстро и к взаимной выгоде для всех проживающих в стране людей. Происходит это потому, что капиталисты защищают интересы всей нации, всех своих граждан независимо от этнической принадлежности. Капиталисты защищают, всю нацию, - всех кто считает страну проживания, своей настоящей Родиной, не зависимо от этнической принадлежности. Феодалы-чиновники, стоящие у власти, преимущественно защищают интересы только своей этнической группы.
Для Казахстана, под определением нация, мы понимаем этнических казахов и представителей других этнических групп, которые считают Казахстан своей настоящей Родиной. Причем представители других этнических групп должны признавать казахов государственно-образующей нацией, а казахския язык, основным языком на территории страны. В свою очередь казахи гарантируют равное отношение и равную защиту прав, свобод и собственности для представителей различных этнических групп и вероисповеданий, считающих Казахстан своей настоящей Родиной.