KZ RU EN

Оснавные различия в экономической стратегии Дана Жол и нынешнего правящего класса Казахстана



Нас часто спрашивают, чем отличается стратегия развития Дана Жол от той, что уже реализует в Казахстане правящий класс. Казалось бы, у нас нет иного выбора, как идти по пути реформ и строить развитое капиталистическое государство. Значит цели у всех одни. Но вот удастся их достичь? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Сегодня в Казахстане действует феодально-буржуазный строй или иными словами - система монархического капитала. Правящим классом в такой системе является небольшая группа людей, контролирующая доходы от продажи сырья, и распределяющая эти деньги по своему усмотрению среди нации. Эту группу людей мы называем монархический капитал. Для сохранения и удержания власти в своих руках ему требуется опора на более многочисленный класс, который обладает реальной властью над людьми.

Таких классов два: капиталисты и феодалы-чиновники. Например, капиталист руководит и управляет людьми, которые на него работают: он может отдавать им распоряжения и требовать выполнения своих приказов. Начальник милиции или аким (феодал-чиновник), имеет такую же возможность управлять людьми.

Из этих двух классов монархический капитал всегда опирается на феодалов-чиновников. Причина такого выбора довольно проста. Если какой-либо феодал-чиновник не выполнит приказ монархического капитала, его можно уволить и нанять нового. Если же приказ не выполнит капиталист, уволить его не получится, так как сила предпринимателя не в должности, которую он занимает, а в средствах производства, которые ему принадлежат. Поэтому чтобы лишить капиталиста власти надо забрать принадлежащую ему собственность. Исходя из того, что уволить чиновника легче, чем лишить капиталиста собственности, монархический капитал внутри страны всегда опирается на феодалов-чиновников.

На мировой арене монархический капитал находит опору в крупном международном капитале, потому что система монархического капитала с опорой на феодалов-чиновников мешает развитию внутреннего товарного производства в нашей стране. Если бы у власти стояли капиталисты, наша национальная промышленность и сельское хозяйство выросли бы и могли конкурировать с иностранным капиталом за рынки сбыта и прибыль. Передача монархическим капиталом ресурсов Казахстана под иностранный контроль является другой причиной оказываемой поддержки.

Разберем экономическую платформу монархического капитала. Обеспечение общества всем необходимым происходит в основном за счет обмена природных ресурсов на промышленные товары. Местная промышленность производит всего 10% требуемых товаров и услуг. Сегодня в Казахстане сформировалась колониально-сырьевая экономика, в которой отсутствует промышленность, удовлетворяющая потребности нации. В такой экономике, жизненный уровень населения зависит от количества поступивших долларов. Чем больше долларов поступает в нашу страну, тем больше иностранных товаров мы можем купить, и тем богаче мы себя ощущаем. Чем меньше долларов поступает в нашу страну, тем меньше иностранных товаров мы можем купить, тем беднее мы себя ощущаем.

Данная экономическая платформа очень нестабильна, так как цены на наше сырье не зависят от правящего класса. Если вдруг упадет стоимость нефти на мировых рынках, снизится и уровень жизни нашего населения. Такое неконтролируемое падение уровня жизни может привести к социальному взрыву и потери власти нынешним правящим классом.

Кроме того, в отличие от монархий персидского залива в Казахстане доходы от сырья, приходящиеся на одного человека, не слишком велики. Возьмем для сравнения ОАЭ, где в 2008 году доход от экспорта нефти составил $79 млрд. Количество граждан этой страны составляет 4 млн. То есть на одного человека приходятся около $20 000. Доход от экспорта нефти Казахстана за 2008 год составил $42 млрд. Население нашей страны - 16 млн. человек. Следовательно, на одного гражданина приходятся около $2600 нефтяных доходов. Разница между ОАЭ и Казахстаном почти восьмикратная. Мы видим, что в отличие от монархий персидского залива нам не хватает нефтяных доходов, чтобы обеспечить хороший уровень жизни для большей части населения. То есть рост жизненного уровня населения должен произойти за счет роста внутреннего товарного производства.

Поэтому рано или поздно монархический капитал должен был начать развитие собственной промышленности и сельского хозяйства. Выбранный нынешним правящим классом путь подразумевает построение развитой капиталистической экономики, где внутреннее производство обеспечивает население страны всем необходимым. Безусловно, абсолютно все товары мы выпускать не сможем и международное разделение труда, никто не отменяет. Например, если японские капиталисты произвели автомобили, продали их на международном рынке, а затем на полученные доходы приобрели самолеты в США, нефть в Саудовской Аравии и кофе в Кении - это и означает, что внутренняя промышленность обеспечила японскую нацию всеми необходимыми товарами. В данном конкретном случае японская промышленность через международное разделение труда снабдила свою нацию даже теми товарами, которых в Японии нет (нефть и кофе), или которые Япония не производит (пассажирские самолеты). То есть если сегодня мы покупаем самолеты на доходы от нефти, то в будущем начнем приобретать их на деньги, полученные от экспорта продукции сельского хозяйства. Разница в том, что в этом случае самолетами нас обеспечат внутренние товаропроизводители (капиталисты), а не доходы от сырья.

Таким образом, мы видим, что нынешний правящий класс принял осознанное решение строить развитую капиталистическую страну. Дана Жол придерживается такой же точки зрения. Но давайте теперь разберемся в основных отличиях стратегии нынешнего правящего класса и Дана Жол.

Начнем с роста благосостояния населения.

1. Благосостояние населения

Нынешний правящий класс повышает уровень жизни населения с помощью доходов, полученных от продажи сырья. Перечисление направлений идет в порядке приоритетов.

1. Нынешний правящий класс использует часть полученных доходов от сырья на повышение заработных плат работникам бюджетной сферы и на социальные выплаты различным категориям наших граждан.
2. Нынешний правящий класс использует часть полученных доходов от сырья на финансирование различных государственных программ по строительству дорог, школ, больниц, электростанций, трубопроводов. Таким образом, люди занятые в этих отраслях получают дополнительный доход.
3. Нынешний правящий класс использует часть полученных доходов от сырья на финансирование отраслей экономики, производящих потребительские товары.

Теперь посмотрим на стратегию Дана Жол в этом вопросе. Мы считаем, что рост благосостояния нации должен зависеть от увеличения производительности труда в товаропроизводящих отраслях экономики. То есть рост реальной заработной платы происходит только в случае повышения товарного производства. Приоритеты в стратегии Дана Жол расставлены следующим образом:

В первую очередь доходы, полученные от нашего сырья, должны быть направлены на перевооружение внутренней промышленности и сельского хозяйства. Нам необходимо получить передовые технологии, способные производить потребительские товары, которые бы устраивали население, как в цене, так и в качестве. Рост благосостояния нации в данном случае будет обусловлен созданием новых рабочих мест в реальном секторе экономики и не будет связан с доходами от сырья. Заработные платы работникам бюджетной сферы поднимутся за счет налоговых поступлений от вновь созданных производств.

Во вторую очередь, средства, полученные от продажи сырья необходимо направить на строительство и восстановление объектов инфраструктуры: школ, детских садов, больниц, железных и автомобильных дорог, электростанций и т.д.

Объясним, почему финансирование образования, здравоохранения и инфраструктуры должно происходить на втором этапе. Дело в том, что люди, работающие в этих сферах, после получения дополнительного дохода направят его на приобретение потребительских товаров, таких как продукты питания, мебель, товары для дома, строительные материалы и т.п. Если у нас не будет национального производителя, способного на 85–95% обеспечивать население эти товарами, все дополнительные деньги сразу же отправятся за рубеж, увеличив долю импорта.

Теперь перейдем ко второму различию стратегий Дана Жол и нынешнего правящего класса. Различие это заключается в ответе на вопрос, какой класс будет проводить преобразование Казахстана в развитую капиталистическую страну. Какой класс станет правящим.

2. Правящий класс

Монархический капитал считает, что данное преобразование будут осуществлять феодалы-чиновники. Таким образом, этот класс останется в привилегированном положении по отношению к капиталистам и, несмотря на облегчение условий ведения бизнеса, сохранит за собой множество регулирующих и проверяющих функций.

Предпринимателям, чтобы развивать свою компанию, по-прежнему понадобится множество согласований и разрешений от министерства юстиции, пожарников, акимата, СЭС, налоговых органов и т.д. Сотрудники различных государственных органов будут иметь возможность проверить товаропроизводящие компании без постановления суда или заведения уголовного дела.

Стратегия правящего класса также предполагает, что все финансирование новой обрабатывающей промышленности и руководство восстановленными отраслями экономики будет осуществляться феодалами-чиновниками. Они будут утверждать государственные программы развития промышленности, определять, какие заводы строить, решать, сколько инвестировать в строительство каждого конкретного предприятия и куда сбывать его продукцию.

При такой системе чиновники будут заинтересованы в масштабном строительстве заводов и фабрик, поскольку это открывает большие возможности для получения взяток и комиссий при тендерах. Но феодалы-чиновники не умеют управлять работающими на конкурентном рынке предприятиями, поэтому их будет мало интересовать дальнейшая деятельность построенного завода. То есть чиновники сконцентрируются на возведении новых предприятий, а не на дальнейшей эксплуатации этих производств. Их не будут беспокоить вопросы повышения качества выпускаемой продукции, поиска новых рынков сбыта и удовлетворения потребностей покупателей. Чиновники не будут разбираться с жалобами потребителей продукции этих заводов. Именно поэтому, рано или поздно все построенные чиновниками предприятия, остановятся, не найдя рынка сбыта для своей продукции, или растеряв всех своих бывших потребителей.


На лицо будет низкая или нулевая эффективность сырьевых денег, вложенных монархическим капиталом в промышленность и сельское хозяйство. Сумма инвестиций в строительство заводов окажется намного больше тех денег, которые удастся получать от продажи выпускаемой продукции. Часть построенных предприятий после открытия не найдет рынка сбыта для своей продукции и остановит производство. Другие смогут поработать некоторое время, но затем также будут вынуждены прекратить свое существование, не оправдав доверие потребителей в отношении цены или качества своих товаров.

Сумма денег, которую Монархический капитал направит на строительство заводов, будет намного больше, денег получаемых от продукции выпускаемой этими заводами. Часть вновь построенных заводов, сразу после открытия, не найдет рынка сбыта своей продукции и будет закрыта. Другая часть новых заводов, сможет поработать некоторое время, но затем также полностью остановиться. Так как их продукция будет неконкурентной по цене и качеству. Производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве, будет продолжать падать, так как экономическая платформа не стимулирует постоянную смену технологий, с целью большего производства продукции на единицу времени.


Производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве будет продолжать падать, так как, имеющаяся экономическая платформа не стимулирует постоянную смену технологий с целью большего производства продукции на единицу времени. В итоге мы как нация получим груду ничего не выпускающих заводов с морально и физически устаревшим оборудованием. То есть пустые, ничего не стоящие «коробки».

Сравним озвученную стратегию правящего класса с тем, что предлагает Дана Жол. Мы уверены, что преобразование Казахстана в развитую капиталистическую страну должны осуществить предприниматели. Для того чтобы это произошло, необходимо передать экономическую, а затем и политическую власть собственникам товаропроизводящих активов.

Для этого, во-первых, налоги на товаропроизводящие компании не должны превышать пяти процентов от суммы их продаж. Во-вторых, любые проверки таких компаний со стороны государственных органов без постановления суда или заведения уголовного дела должны быть запрещены. В-третьих, для совершения сделок купли-продажи движимого и недвижимого имущества, а также открытия компании должно быть достаточно нотариального заверения.

Так мы заберем у феодалов-чиновников основную часть разрешительно-запретительных функций.

Согласно стратегии Дана Жол основная роль в финансирование и в восстановлении отраслей экономики будет отведена предпринимателям. Именно они будут решать, что и где строить, сколько инвестировать в каждый производственный объект, какую продукцию новые предприятия будут выпускать, куда продавать и по какой цене.

Задача государства в данном случае заключается в защите наших производителей на внутреннем и внешнем рынке. Чтобы обеспечить благоприятные условия для реализации выпускаемой продукции на внутреннем рынке нам необходимо ввести квоты на товары, которые могут или уже производятся в Казахстане. Для выхода на внешние рынки понадобится система прямых и косвенных субсидий на каждый товар, который наши национальные производители продали заграницу.

В отличие от чиновников основной доход капиталисты получают не во время строительства завода, а после того, как он начнет работать и выпускать продукцию. Именно поэтому предприниматель сделает все, чтобы предприятие не остановилось – будет постоянно совершенствовать качество своего товара, стремиться снизить его цену, завоевать новые рынки сбыта и удовлетворить запросы потребителей.

Можно ли сказать, что все заводы построенные предпринимателями заработают на полную мощность и обеспечат выпуск товаров для населения? Конечно, нет. Многие так и не выпустят своей продукции или закроются через некоторое время после открытия. Это неизбежно. Но большинство предприятий продолжат свое существование, смогут встать на ноги и начать выпускать товары, не уступающие по цене и качеству конкурентам из других стран. Рано или поздно доходы от этих заводов перекроют расходы на их строительство.

Та экономическая система, которую мы создадим, передаст экономическую и политическую власть в руки собственников товаропроизводящих компаний. Теперь любой человек, желающий стать богатым и уважаемым членом общества, должен будет идти в промышленность или сельское хозяйство. Для этого ему понадобится знания как минимум об одной из отраслей реального производства, а значит, экономическим путем мы сможем мотивировать людей получать знания в промышленности и сельском хозяйстве. Сейчас богатым и уважаемым в Казахстане может стать только чиновник, сидящий на распределении бюджетных средств или человек продающий сырье.

Перейдем к третьему различию в стратегиях Дана Жол и нынешнего правящего класса. Заключается оно в различных позициях по вопросу национализации наших сырьевых месторождений, находящихся под иностранным контролем.

3. Национализация

Действия нынешнего правящего класса по возвращению наших месторождений слишком медленные и пугливые. Монархический капитал не может предпринимать активных шагов, так как боится ненароком обидеть компании из США и Китая и тем самым потерять их поддержку. Правящий класс придумывает отговорки, что если мы затронем интересы США и Китая, с нами поступят как с Ираком в 2005-ом или Ливией в 2011 году.
Поэтому за возврат наших сырьевых активов в собственность государства он платит слишком большие деньги.

Особенно ясно видна позиция нынешнего правящего класса в вопросе национализации на примере Карачаганака. В результате длительных переговоров, которые продолжались с 2009 по 2011 год консорциум компаний, разрабатывающий Карачаганак, согласился передать в пользу Казахстана 5%-ную долю участия проекте в обмен на урегулирование разногласий с властями за период до 31 декабря 2009 года. Плюс к этому, была достигнута договоренность о продажи по рыночной цене еще 5%-ой доли в проекте. Таким образом, Казахстан может получить в Карачаганаке 10% и увеличить свои доходы от нефти. Стоимость передаваемой доли - $3 млрд., включая не денежный эквивалент. Для финансирования сделки участники консорциума выдадут «КазМунайГазу» кредит размером $1 млрд. на рыночных условиях со сроком погашения в течение трех лет.

В итоге получилась следующая ситуация: запасы Карачаганака составляют 8 млрд. баррелей, объем добычи нефти – 250 тыс. баррелей в сутки. То есть, правительство Казахстана получило 10% или другими словами заплатило за 800 млн баррелей нефти $3 млрд.

Для сравнения приведем действия правительства Венесуэлы по возврату нефтяного месторождения в бассейне реки Ориноко в собственность нации. За его национализацию была выплачена компенсация в размере $4 млрд. Запасы месторождения - 10 млрд. баррелей, добыча нефти – 260 тыс. баррелей в сутки. Если бы правительство Казахстана последовало примеру Венесуэлы, то за 10% в Карачаганаке было бы выплачено всего $300 млн, тогда как мы заплатили $3 млрд. или в 10 раз больше.

Другой пример. В 2007 году американская компания Exxon Mobil ушла с венесуэльского рынка после того, как власти страны объявили о национализации нефтегазового сектора. В этом же году Exxon Mobil подала иск в арбитражный комитет Всемирного банка с требованием выплатить ей сумму в размере $20 млрд. Переговоры привели к снижению первоначальной цифры сначала до $12 млрд., а затем к 2011 году до $6 млрд.

1 января 2012 года Международный арбитражный суд обязал власти Венесуэлы выплатить Exxon Mobil компенсацию в размере $908 млн. В свою очередь правительство страны согласилось только на $255 млн. Это и есть настоящая защита национальных интересов. Невооруженным взглядом можно заметить колоссальную разницу между действиями казахстанского правительства, которое платит $3 млрд. за 10% в проекте и правительства Венесуэлы, получающего полный контроль над месторождением всего за $900 млн.

Такой трусливый и медленный возврат в национальную собственность наших месторождений может занять от 20 до 30 лет.

Стратегия Дана Жол стоит на том, что национализация сырья - вполне объективный процесс. Человек не создавал нефть своим трудом, и поэтому экономически неверно, что группа людей получает огромные доходы от того, что не было ими создано. Те дополнительные выгоды, которые дает сырье, должны использоваться в интересах всего общества, а не ограниченного круга частных инвесторов.

При этом нельзя отбирать месторождения у всех стран сразу и выкидывать США, Китай, Россию и Европу в один момент. Национализацию необходимо проводить поэтапно.

Первым этапом станет национализация горнометаллургической отрасли - Евразийской промышленной группы (ENRC), «Казахмыса» и «Казцинка». Возврат в собственность нации горнорудных компаний займет от 3 до 6 месяцев.

Вторым этапом станет национализация месторождений, принадлежащих Китаю. В данный момент Китаю принадлежит около 30% нефти Казахстана. При проведении национализации, принадлежащих Китаю нефтяных месторождений, мы будем иметь политическую и экономическую поддержку США, Европы, и России.

Ее мы получим, так как КНР является геополитическим конкурентом США и Европы, а Россия в свою очередь серьезно обеспокоена китайской экспансией в нашей стране. Кроме того Казахстан является членом ОДКБ, следовательно любое военное вмешательство Китая будет означать фактическое нападение на Россию.

Таким образом, военная защита Китаем своих интересов в Казахстане исключена. Более того, КНР будет с большим удовольствием покупать нашу нефть даже после национализации, руководствуясь вопросами своей энергетической безопасности.

Дело в том, что Китай рано или поздно столкнется с США в борьбе за мировое господство. США всеми силами постараются перекрыть или иным образом затруднить поставки нефти в Китай (например, нападение Израиля на Иран может привести к резкому падению или полной остановке поставок нефти из Персидского залива, как это уже случалось в 1971-73 годах). При этом сегодня большая часть нефти поставляется в Китай на танкерах именно из Персидского залива. Для КНР это очень уязвимый маршрут, учитывая наличие военных баз США в Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии и Ираке.

Поставки нефти из Казахстана отличаются от поставок из стран Персидского залива тем, что между нашей страной и Китаем есть сухопутные границы. Кроме того через Казахстан Китай также сухопутным путем может получать всю Каспийскую нефть с добавлением как иранской, так и ближневосточной.

Возврат в собственность нации нефтяных месторождений, принадлежащих китайским компаниям, займет около года. После этого нам необходимо будет взять паузу и нормализировать отношения с КНР, предложив им, например, продавать часть нашей нефти в Китай за юани.

Третьим этапом станет возврат в собственность нации нефтяных месторождений, принадлежащих компаниям из США. Сегодня в их руках находится около 25% нашей нефти. Военный союз с Россией (ОДКБ) в любом случае защитит Казахстан от возможного военного вмешательства США. К тому же Венесуэла и Боливия (провели национализацию нефти и газа в 2006-2007 гг.), выгнав американские компании из своих стран, не получили военного вторжения, хотя не имели никаких договоренностей о военном сотрудничестве с другими странами.

Особых экономических рисков при этом мы не видим. Большая часть оборудования и технологий приобретается нами в Европе, а не в США, поэтому никакие санкции в этой области Казахстану не страшны. Наша нефть не поставляется в США, поэтому и возможный запрет поставок сырья также исключен.

После завершения национализации Казахстану вновь придется взять паузу для того, чтобы нормализовать отношения с США. Таким образом, на реализацию третьего этапа потребуется около 2-3 лет.

Четвертым этапом станет возврат в собственность нации нашей нефти, принадлежащей европейским компаниям или около 14%. Этот этап займет от 6 месяцев до 1 года.

И только на заключительном, пятом этапе, мы национализируем нефть, принадлежащую компаниям из России. Сегодня они владеют 10% нашей нефти. Россия сама обладает большими запасами сырья, поэтому вполне спокойно перенесет национализацию. Для нашего стратегического партнера главное, чтобы Казахстан не перешел под военно-политическое влияние Китая, что мы, безусловно, ему гарантируем.

Таким образом, шаг за шагом, сохранив нормальные отношения со всеми крупнейшими мировыми державами, мы вернем все доходы от продажи сырья нации.

Нам нельзя забывать уроки истории, которые наглядно демонстрировали, что нация, продавшая свою землю иностранцам, и не вернувшая ее обратно будет истреблена. Примером тому стали австралийские аборигены и американские индейцы. Арабы же, продав свою землю европейцам и американцам, смогли ее вернуть, проведя постепенную национализацию. Саудовская Аравия национализировала свою нефть с 1950 по 1980 гг., Катар - в 1973, Кувейт - в 1975 году. Нигерия и ЮАР, смогло сделать то же самое. Если мы не вернем то, что по праву принадлежит нам, Казахстан может потерять свою независимость.

Что же касается пугающих примеров Ирака и Ливии, здесь необходимо знать факты. Ирак провел национализацию в 1972 году, а проблемы у него начались в 1990-ом после того, как страна захватила Кувейт. Ливия провела национализацию в 1970-1974 гг. Следовательно, утверждение, что нынешние проблемы Ирака и Ливии связанны с национализацией является ложным.

Теперь перейдем к последнему различию в стратегии нынешнего правящего класса и Дана Жол.

4. Внешняя политика

Стратегический курс монархического капитала постоянно нуждается в опоре на какого-нибудь крупного внешнего игрока. Правящий класс пытается опереться то на Россию, вступая в таможенный и евразийский союз, то на Китай, продавая ему наши месторождения. Параллельно он передает контроль над нефтяными месторождениями и американским компаниям, чтобы иметь поддержку США. Это политика хана Абылая, и мы все знаем, чем она в итоге закончилась. Закончилась эта политика вхождением Казахстана в состав Российской империи.

Стратегия Дана Жол в этом вопросе состоит в опоре не на крупных внешних игроков, - а на собственную промышленность и сельское хозяйство. Стратегия Дана Жол состоит в опоре на собственное государство и собственную нацию. Различие интересов крупнейших мировых игроков - США, Китая, России и Европы - мы будем использовать для защиты национальных интересов и достижения поставленных целей.

В заключение хотелось сказать следующее.

Люди в основном действуют в своих личных интересах. Наша задача создать систему, где любой человек, достигая своих личных интересов, одновременно повышает общее благосостояние общества. То есть человек, увеличивая свой собственный достаток, увеличивает достаток всего общества. Нынешняя система нашей страны позволяет человеку увеличивать собственный достаток, за счет снижения уровня жизни других людей.

Все страны, которые создали развитую экономику и богатое общество создавали свое национальное богатство одинаковым путем. Каждая страна, видоизменяла этот путь в соответствии со своими национальными особенностями. Какие-то страны развивали одни отрасли промышленности и сельского хозяйства, какие-то другие. Выбор отраслей определялся набором конкурентных преимуществ нации по отношению к другим нациям.
В целом этот путь был одинаковым для всех, - и для Англии в 1651 году, и для нынешнего Китая. Любая страна, сошедшая с этого пути, рано или поздно теряла экономическую силу, а вслед за ней и военную мощь.

Это путь, - создания собственным трудом нации, всех необходимых товаров.

На этом пути Дана Жол стоит и стоять будет.