KZ RU EN

Падение кочевой империи



Все мы знаем, что казахский народ испокон веков вел кочевой образ жизни. Но если изначально такой вид хозяйствования давал нашей нации силу, то затем стал причиной ее ослабления и дальнейшего поражения в борьбе с другими странами. Чтобы понять, почему это произошло, в этой статье мы рассмотрим основные отличия кочевого и земледельческого способа хозяйствования и расскажем, как они влияют на силу государства, его способности к защите собственных территорий и завоеванию новых.

Историю Казахстана мы будем рассматривать с точки зрения способностей нации производить и обеспечивать себя всеми необходимыми товарами. Но для начала давайте разберемся в отношениях между кочевыми и земледельческими государствами в разное время. Условно эти отношения делятся на два периода. Первый охватывает с древнейших времен до примерно 1400 года. Второй период начинается с 1400-го года и заканчивается полным уничтожением уклада кочевого хозяйства.

Мы знаем, что в первом периоде кочевые государства в размерах значительно превосходили земледельческие. Например, территория Римской империи в зените своего могущества значительно уступала Тюркской империи или империи Шынгысхана. Также как Древние Персидские и Китайские государства занимали гораздо меньшую площадь, чем государства кочевников.

Кочевые государства к тому же значительно чаще, чем их оседлые соседи, осуществляли набеги и подчиняли себе земледельческие страны. С точки зрения экспансии и захвата новых территорий, экономическая платформа (хозяйственный уклад жизни) на которой стояли кочевники в те времена, была намного устойчивей и эффективнее той, на которую опирались земледельцы. Однако, начиная с 1400-го года, эффективность экономической платформы у оседлых народов резко повысилась, тогда, как у кочевников осталась на прежнем уровне.

Поскольку каждая экономическая платформа представляет собой конкретный механизм, благодаря которому нация обеспечивает себя всем необходимым, давайте разберем основные различия в способах хозяйствования у кочевников и оседлой нации.

Первое различие заключается в количестве применения мужской силы при земледелии и скотоводстве. Основными продуктами питания кочевников во все времена были мясо и мясомолочная продукция. Для выпаса скота – главного источника пищи, мужская сила не требовалась – с этой работой, без ущерба для хозяйства, мог справиться даже ребенок. Таким образом, в случае, если большая часть мужского населения кочевых государств призывалась на войну, оставшиеся женщины, старики и дети, могли без особых трудностей обеспечить себя пропитанием. Следовательно, призыв мужского населения в армию не мог привести кочевое государство в упадок и стать причиной голода среди нации.

Ситуация в оседлых странах складывалась совсем иная. Основным источником пищи земледельцев являлись продукты, полученные от труда на земле. Имевшиеся на тот момент технологии не позволяли крестьянам производить еду в большем количестве. Крестьяне могли произвести еды только на уровне достаточном для личного потребления и немного сверх этого. Излишек обменивался на необходимые крестьянам товары в городе и уплату налогов на содержание государства, включая армию.

Таким образом, если большую часть оседлого населения призвать в армию, оставшиеся в деревнях крестьяне не смогут произвести достаточное для обеспечения жизнедеятельности нации количество продуктов питания. В стране наступит голод.

Для лучшего понимания рассмотрим эту ситуацию на примере. Предположим, в земледельческом обществе живет 100 человек, каждому из которых в год необходимо условно потреблять один продукт. Технологии выращивания и производства еды позволяют получать от земледелия 1,2 продукта. Следовательно, в таком обществе минимум 83 человека должны работать в сфере выращивания и производства еды, иными словами - в сельском хозяйстве. Оставшиеся 17 человек из 100 могут быть заняты в промышленности, науке, государственной службе, т.е. в тех отраслях, которые не занимаются производством еды, а только ее потребляют. Таким образом, земледельческое общество, может «оторвать» от сельского хозяйства только 17% населения. Иначе в стране наступит голод, так как оставшиеся в сельском хозяйстве люди, не смогут произвести достаточное количество еды для всех.

В кочевом обществе основным источником пищи является скот. Как мы помним, для получения продукции скотоводства большого количества людей не требуется. Условно кочевое общество задействует только 12 человек из 100 для производства еды, достаточной для всей сотни. То есть необходимыми продуктами питания все общество обеспечивают всего 12% населения. Остальные 88% могут быть задействованы в сферах, которые не связаны с производством еды.

Такое распределение людей в оседлых и кочевых странах давало существенные преимущества последним, когда дело касалось призыва населения в армию для защиты собственной территории или для захвата новых государств.

Наглядно это видно на примере. Предположим, что в кочевом государстве проживает 1000 человек, а в земледельческом - 5000. В случае войны, особенности хозяйствования позволяют кочевому государству выставить на войну 88% населения или 880 человек. Земледельческое государство в свою очередь может призвать в армию 17% населения или 850 человек. То есть даже при пятикратном превосходстве населения, армия земледельцев оказывается меньше армии кочевников.

Второе различие в способах хозяйствования кочевых и оседлых государств заключается в том, какой скот является основным для производства и добывания пищи. Поскольку земледельцам приходилось вспахивать землю, в хозяйстве им был необходим преимущественно тягловой скот, т.е. быки, или кони-тяжеловозы. Эти животные по определению не могут развивать большой скорости, требуют особого ухода и корма. Именно поэтому земледельческий способ хозяйствования не позволял обеспечить армию быстрыми и выносливыми лошадьми. В свою очередь кочевой образ жизни предполагает постоянные и длительные откочевки, а значит, в хозяйстве кочевников непременно должны были находиться только быстрые и выносливые кони. Такой способ хозяйствования позволял кочевым государствам обеспечить свою армию хорошими лошадьми и давал им еще одно преимущество при столкновении с земледельцами, так как на войне мобильность армии всегда имеет огромное значение.

Третье различие в способе хозяйствования влияло на способность оседлых и кочевых государств удерживать завоеванные земли. Посмотрим, как это происходило. Для того чтобы удержать захваченные территории земледельцам приходилось содержать дополнительные вооруженные силы. Для обеспечения этих вооруженных сил требовался либо постоянный подвоз провианта, либо необходимо было выращивать хлеб на захваченных территориях. При имевшихся на тот момент технологиях большая часть земли кочевников была непригодна для земледелия, поэтому, подвоз провианта для земледельцев являлся единственной возможностью содержать свою армию на захваченных кочевых территориях. Кочевникам оставалось просто перерезать налаженные каналы доставки продовольствия, после чего армия земледельцев, должна была либо покинуть их территорию, либо умереть от голода. В свою очередь кочевые государства, используя свой способ хозяйствования, легко могли кормить и содержать армию на захваченных территориях. Для этого им требовалось только перегнать свои стада на новые земли. Земледельческие армии никак не могли отрезать кочевые армии от каналов доставки провианта, так как база снабжения продовольствием путешествовала вместе с армией.

Именно это различие в удержании и захвате территорий не позволяло в свое время армиям персов, китайцев, римлян или славян захватывать территории кочевых государств. Армии всех земледельческих наций могли разгромить армии кочевников, но у них никогда не получалось захватить и удержать их земли на сколько-нибудь долгий срок.

Четвертое различие заключается в воинской подготовке земледельцев и скотоводов. Так как способ хозяйствования кочевников давал их мужчинам больше свободного времени для военной подготовки, кочевое ополчение в среднем было намного лучше подготовлено к войне, чем ополчение земледельцев.

Вышеперечисленные четыре различия и были основными причинами военного превосходства кочевых государств над земледельческими.

Такое положение дел существовало примерно до 1400 года, после чего в отношениях оседлых и кочевых государств начался второй период. В это время экономическая платформа кочевых государств в своей мощи полностью уступила платформе земледельческих стран.

Такая перемена повлекла за собой военные поражения кочевников, а затем и полное уничтожение всех независимых кочевых государств. На протяжении почти двух тысячелетий кочевые нации обладали военным превосходством перед земледельцами, но началась новая эра, в которой кочевой способ хозяйствования был истреблен как таковой, а все кочевые нации стали земледельческими.

Началось все с незначительного изменения, которое в последствие полностью поменяло положение вещей в мире. Сначала изменение было небольшим и хрупким, но с каждым днем росло и крепло и в итоге превратилось в мощнейший ураган, который начал сметать все на своем пути, не оставив для кочевых государств даже теоретической возможности выигрывать столкновения с земледельческими странами.

Что же именно отняло тысячелетнее военное превосходство кочевников над земледельцами? Изменением, положившим конец доминированию кочевых цивилизаций над земледельческими, стал технологический прорыв. Сосредоточенная в земледельческих городах зачаточная промышленность не переставала развиваться. Настал тот момент, когда людям удалось кардинально усовершенствовать известные миру орудия труда и технологии производства товаров. Это позволило резко увеличить производство продуктов питания одним человеком.

Еще одним важным технологическим преимуществом, которое промышленность предоставила земледельцам, явилось создание огнестрельного оружия - именно с этого момента прекращение существования кочевых государств стало вопросом времени. Сам способ кочевого хозяйствования не предполагал наличие и развитие собственной промышленности, а поскольку единственная для кочевых государств возможность выжить предполагала создание собственной промышленности, кочевникам оставалось только перейти к оседлому образу жизни.

В этот переломный момент среди элиты кочевого мира не было ни согласия, ни лидера, способного произвести необходимые коренные преобразования хозяйственного уклада. Переход кочевых цивилизаций к оседлому образу жизни должен был состояться либо силами самой кочевой нации, либо под принуждением земледельческих государств. Из-за отсутствия воли и способности отвечать на новые, до этого не виданные вызовы времени, кочевая элита не смогла произвести необходимые изменения в своем обществе. Все, на что эта элита была способна – рассуждать о великом прошлом, о великой истории и о великих личностях прошедшей эпохи.

В таких условиях более развитые в технологическом отношении оседлые государства силой присоединили себе территории кочевых стран - это стало естественным, завершением и наказанием кочевым государствам за то, что они застряли в прошлом и не захотели признавать наступающего будущего. Совсем небольшие по численности отряды земледельческих стран, как нож в масло входили в кочевые государства, уничтожая и подчиняя их. В схватках за территории кочевых государств более развитые в технологическом отношении земледельческие страны одерживали победу над менее технологически развитыми земледельческими странами. Именно поэтому более развитая в технологическом отношении Россия, а не Иран или Китай, захватила Казахстан.

В следующий период технологически более развитая земледельческая Российская империя завершает полное поглощение различных казахских кочевых объединений. Войдя в состав Российской империи, казахи пока не меняют кочевой уклад и не переходят к оседлому образу жизни, поэтому пока не происходит развитие промышленности.

В следующий период нашей истории, который приходится на 1933 -1953 гг., происходит слом кочевого уклада и переход к оседлому образу жизни. Причем переход этот произошел под принуждением, с применением силы и привел к многочисленным жертвам среди кочевого населения. По некоторым оценкам их гибель достигла 50%. При этом большая часть людей погибла потому, что попросту не знала как прокормить себя при оседлом образе жизни. Кочевник знал, как добывать еду, занимаясь кочевым животноводством, но он никогда не получал еды от занятия земледелием, не знал, как пахать, сеять, косить, поэтому большая часть кочевого населения просто умерла от голода.

Сам насильственный переход от кочевого образа жизни к оседлому объясняется тем, что оседлый работник может произвести гораздо больше полезных для общества продуктов, нежели кочевник, то есть не только продукцию животноводства, но и всю продукцию добывающей и обрабатывающей промышленности.

Именно поэтому правительство СССР в свое время приняло решение о насильственном переходе кочевых народов к оседлому образу жизни. По планам правительства бывшие кочевники должны были начать выращивать хлеб, необходимый для внутреннего и внешнего рынка, а также работать на многочисленных добывающих предприятиях, обеспечивающих советскую промышленность сырьем.

После насильственного перехода к оседлому образу жизни большая часть нашей нации начала получать знания о земледелии: как выращивать, перерабатывать и хранить продукты земледелия. Следующие поколения казахов, выросшие в условиях оседлого образа жизни, полностью переняли навыки по производству продуктов сельского хозяйства. Эффективность этого поколения в земледелии перестала уступать эффективности других оседлых наций. С этого периода начинают появляться представители казахской нации, обладающие большими знаниями в области промышленности, такие как К. Сатпаев, Д. Кунаев и т.д. Однако большая часть нации по-прежнему промышленными знаниями не обладает, поскольку после перехода к оседлому образу жизни занимается сельским хозяйством и сосредоточена в сельской местности, тогда как промышленность сосредоточена в городах, где процент казахского населения очень низкий. Объясняется такая ситуация тем, что переход населения от кочевого к оседлому образу жизни проходит через этап занятия земледелием в сельской местности. Необходимо, чтобы бывший кочевник ментально привык к новой жизни и только после того, как он получит знания в земледелии, переезжал в город.

Следующий период охватывает Казахстан с 1953 до 1991 года. В это время перед правительством СССР и Советского Казахстана стояла задача повышения товарного производства в сельском хозяйстве, что требовало резкого увеличения количества населения, способного это осуществить и обладающего соответствующими знаниями.

Здесь необходимо объяснить, что такое товарное производство. Например, крестьянин для удовлетворения собственных нужд производит 10 кг хлеба в год. В данном случае он потребляет всю продукцию сам, поэтому товарного производства здесь нет. Оно появляется только тогда, когда крестьянин начинает производить 30 кг хлеба, из которых 10 кг он оставляет себе, а 20 кг обменивает на продукцию промышленности. То есть товарным производством называется выпуск продукции не для личного потребления, а для обмена на продукты труда других людей.

Первое поколение кочевников перешедших к земледелию по эффективности, конечно, проигрывало оседлым. Если последние могли производить 30 кг хлеба в год, то бывшие кочевники только 15 кг. С учетом, что ежегодное потребление крестьянина составляло 10 кг хлеба, товарное производство оседлых составляло 20 кг, а бывших кочевников - 5 кг. То есть эффективность товарного производства оседлого крестьянина была в 4 раза выше, чем у новоиспеченных земледельцев. Необходимо понимать, что цифры в данном примере условные.

Кроме того уменьшение численности нации после силового перехода от кочевого к оседлому образу жизни также являлось причиной низкого товарного производства в сельском хозяйстве. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию правительство СССР приняло решение о переселении в Казахстан людей из других республик. Переселенцы из земледельческих районов Советского Союза обладали необходимым опытом и знаниями для увеличения в кратчайшие сроки производства продуктов оседлого земледелия. Данная мера повлекла за собой резкое изменение численности населения в местах интенсивного роста зернового товарного производства, а именно в Северном и Восточном Казахстане.

Другой важной задачей для советского правительства в те времена являлась разработка природных ресурсов Казахстана с целью использования их во всесоюзном производстве. Так как на тот момент в стране отсутствовало достаточное количество национальных кадров, обладающих знаниями в промышленности и инженерии, правительство СССР приняло решение об очередной переброске в Казахстан населения из России, Украины и Белоруссии, то есть тех Советских Республик, где имелась развитая промышленная база. Так в зарождающихся в Казахстане городских промышленных центрах появляется большое количество переселенцев из Европейской части СССР. Одновременно с этим происходило обучение казахов промышленным специальностям. С этого момента наша страна начинает получать ранее отсутствовавший пласт знаний в промышленности. В первую очередь приобретаются знания в добывающих отраслях, поскольку квалификация таких рабочих ниже, чем у рабочих отраслей машиностроения. В самом деле ведь для того чтобы построить самолет, требуется больше знаний, чем при добыче нефти. В связи с этим увеличение казахских национальных кадров в добывающих отраслях происходило быстрее, чем в машиностроении. Подчеркиваем, что происходит это не из-за «глупости» нации, а является обычным законом жизни. Ни одному человеку сразу не преподают ядерную физику – сначала его обучают необходимым базовым знаниям по физике и математике.

Третьей задачей советского правительства было создание в Казахстане машиностроительных предприятий для удовлетворения общих потребностей СССР в продукции машиностроения. В этот период продолжается подготовка казахских кадров и передача им знаний в машиностроении, но надо понимать, что поскольку отрасль является довольно наукоемкой, любой нации требуется много времени, чтобы эти знания получить. К этому моменту представителей казахской нации, получивших знания в машиностроении было немного, поэтому и в городах Казахстана, где размещались крупные машиностроительные предприятия, доля казахского населения оставалась низкой. Преобладали в таких городах переселенцы из крупных машиностроительных районов СССР - России, Украины и Белоруссии.

Необходимо понимать, что ситуация с этническим преобладанием переселенцев во всех промышленных центрах Казахстана рано или поздно должна была измениться, так как количество казахов, перенявших знания в машиностроении постоянно увеличивалось. Точно такую же картину можно было в свое время наблюдать в Венгрии, Латвии или Чехии, где преобладающее там немецкое население в ходе естественного перетока национальных кадров в промышленность было постепенно заменено на местное. На Украине в 30-х годах русское население также полностью преобладало в крупных промышленных городах Донецкого бассейна и Киеве, но затем украинский пролетариат вытеснил переселенцев из промышленности и стал доминирующей этнической группой во всех городах Украины.

Таким образом, даже в случае продолжения существования СССР, казахи рано или поздно составили бы большинство в городском населении, так как процесс перетока нации из сельского хозяйства в промышленность был уже необратим. В качестве подтверждения можно привести данные по этническому составу населения Казахстана (Таблица 1).

ТАБЛИЦА 1. Этнический состав населения Казахстана




То есть, начиная с 1970 года, скорость прироста казахов превзошла скорость прироста, как русских, так и в целом всех европейцев, а к 1989 году в 6 раз превысила скорость прироста других национальностей. Но существует мнение, что весь прирост казахского населения оставался на селе, а в города казахов не пускали. Посмотрим на факты (Таблица2): скорость прироста казахов в городах в 1979 в 3 раза, а в 1989 в 10 раз превзошла скорость прироста русского населения. Соответственно то, что казахи рано или поздно заменили бы другие национальные группы собой в промышленности и инженерном деле, становиться очевидным.

ТАБЛИЦА 2. Прирост городского населения в Казахстане



Для сравнения можно посмотреть на ситуацию в независимом Казахстане (Таблица 3). Как видим, скорость прироста казахов в 2007 году была в 10 раз меньше чем в 1989 году - понятно, что Россия или русские здесь не причем. Причина кроется в плохой экономической платформе нашей страны.

ТАБЛИЦА 3. Скорость прироста казахского населения в независимом Казахстане



Заключительный период, который мы рассматриваем, охватывает Казахстан с 1991 по 2010 гг. До 1991 года Казахстан имел социалистическую платформу, то есть обеспечивал себя всем необходимым, производя это на заводах страны. С 1991 года платформа поменялась на феодально-буржуазную, и теперь нация только на 10% удовлетворяет свои потребности за счет собственной промышленности. Остальные 90% потребляемых в стране товаров, производятся за пределами Казахстана и обмениваются на сырье. Следовательно, общество не требует от своих членов знаний, которые необходимы в производстве наукоемких товаров: самолетов, микроволновых печей, автомобилей и т.д.

Именно смена экономической платформы стала причиной, по которой наша нация начала терять имеющиеся у нее знания. При социализме мы знали, как создавать энергоблоки, железные дороги, атомные реакторы, электрогенерирующие мощности и тепловые системы, могли обеспечивать высокое товарное производство в сельском хозяйстве. Однако после смены экономической платформы произошло разрушение промышленности и сельского хозяйства, поэтому наша нация начала утрачивать те знания, которые у нее были.

При социалистической платформе та часть нации, которая переселялась из сельской местности в город, получала следующий уровень знаний на промышленных предприятиях. Затем, получив новые знания в промышленности и инженерии, люди, приехавшие из аула, становились на более высокий уровень развития. После смены экономической платформы сельская молодежь приезжает в города и не находит здесь никакой серьезной промышленности. Следовательно, не получает новых знаний в промышленности и инженерии и остается на прежнем, аульном уровне развития. Так в Казахстане и происходила деградация знаний, имеющихся у нации. Как видим, этот процесс не связан с отъездом славянского населения из страны. В России, при подавляющем большинстве славянского населения так же, как и у нас, произошла общая деградация знаний из-за развала в промышленности и сельском хозяйстве.

Еще раз повторим, что нынешняя экономическая платформа Казахстана не требует от нашей нации знаний, необходимых для создания поездов, самолетов, электростанций, телевизоров, автомобилей и т.д. Те представители нации, у которых еще имеются знания в этих отраслях, не могут их применить в Казахстане, поэтому вынуждены деградировать вместе со всеми или уезжать из страны. Следовательно, нам необходимо построить такую экономическую платформу, которая будет постоянно требовать повышенных знаний в механики, инженерии, термодинамике, физике низких температур и т.д. Если мы не перестроим свою нынешнюю экономическую платформу, мы также как и 300 лет назад потеряем право управления на собственной земле, то есть опять станем частью, более сильного государства. На сегодняшнем витке истории этим более сильным государством, скорее всего, станет Китай.

Сегодняшним гражданам нашей страны необходимо помнить уроки прошлого и делать выводы. Многочисленная казахская интеллигенция считает, что если мы вернемся к нашим традициям, то Казахстан сохранит свою самобытность и суверенитет. Но в прошлом мы уже имели собственное государство, где все говорили только на нашем родном языке и соблюдали все национальные традиции. Помогло ли это нам сохранить свою независимость? Нет, не помогло, потому что кроме рассуждений о культуре и ценностях необходимо создавать сильную, конкурентоспособную промышленность – помимо слов, должно быть еще и дело.

Теперь давайте посмотрим на основные проблемы казахского языка и ответим на вопрос, как их решить. Отсутствие необходимых знаний по физике, астрономии, инженерии на казахском языке является первой проблемой. Второй можно назвать отсутствие людей, являющихся носителями языка, которые делали бы на казахском языке открытия, применяли свои знания на практике и передавали их следующим поколениям.

Решение первой проблемы требует качественного перевода на казахский язык всех значимых трудов по экономике, политике, философии, географии, биологии, медицине, инженерии, физике и т.д., так как сегодня человек, владеющий только казахским языком, не может найти достаточно знаний в этих сферах. При этом перевод всех трудов на казахский язык должен осуществляться людьми, понимающими темы, которые они переводят. Механический перевод проблем не решит, а лишь создаст видимость работы.

Вторая проблема будет решена, когда в Казахстане появится общегосударственная программа по получению самых передовых знаний и технологий. Для этого нам ежегодно необходимо отправлять около пятнадцати тысяч школьников, преимущественно и аулов, на учебу за рубеж. Сначала, приехав в промышленно развитые страны, наши школьники будут просто учить язык страны пребывания. Со временем они начнут понимать иностранный язык на уровне носителей и после окончания школы в Швейцарии, Германии, Японии поступят в университеты этих же стран. Инженерия и медицинское дело станут их основными специальностями. Понятно, что не все отправленные на обучение школьники вернутся в Казахстан высококвалифицированными специалистами, но большей их части этого удастся достичь.

Так начнется формирование в стране национальной инженерно-технической школы. Через 6-7 лет после начала реализации государственной программы, к моменту возвращения первых специалистов, нам как нации необходимо воссоздать промышленную базу. В противном случае новоиспеченные профессиональные кадры либо потеряют наработанные знания, так как не смогут найти им применения в Казахстане, либо будут вынуждены уехать из страны. Если количество отправляемых за рубеж школьников будет составлять 10 -15 тысяч человек в год, уже через семь лет наша страна начнет получать 15 тысяч специалистов – молодых инженеров и докторов, думающих и практикующих только на казахском языке и языке страны пребывания.

Чтобы избежать разделения нации по этническому признаку, необходимо ввести обязательный экзамен на свободное владение казахским языком при отправке за рубеж. Тогда родители, вне зависимости от их этнической принадлежности, будут без принуждения обучать своих детей казахскому языку, так как будут уверены в их завтрашнем дне.

Многие люди считают обучение школьников и студентов за границей неверным ходом и предлагают приглашать лучших преподавателей мира в Казахстан. Однако здесь надо понимать, что на начальном этапе развития нашей образовательной системы нам как бы то ни было, но придется делать основной упор на обучение за рубежом. Объясняется такая позиция развитой промышленной и лабораторной базами для студентов.

Например, стажировку и обучение они смогут проходить на таких заводах как Siemens и АВВ. Смогут своими глазами увидеть, как устроен производственный процесс в немецких и японских энергетических концернах, будут знать, как происходят научные открытия в лабораториях швейцарских фармацевтических компаний Novartis и Roche. Помимо знаний, которые получат наши школьники и студенты, они заведут устойчивые связи с учениками, которые рано или поздно у себя на родине станут руководителями компаний. Эти связи в последствие помогут нашей нации выстраивать выгодные бизнес-цепочки по производству и сбыту отечественной продукции. Так шаг за шагом мы начнем строить экономику, основанную на передовых знаниях в промышленности и сельском хозяйстве.

Нам, как бывшим кочевникам, надо понять, что кочевая империя погибла, и все наши традиционные представления о мире, погибли вместе с ней. Сегодня нам надо построить новую империю, которая будет основана на передовой промышленности и сельском хозяйстве. Нам необходима империя знаний, где казахский язык будет языком передовой промышленности и науки. Нам необходимо прекратить хныкать о своем великом прошлом, пришло время строить великое будущее...