KZ RU EN

Экономика Европы


Сегодняшняя экономика Европы находится в обычном кризисе капиталистического перепроизводства. Такой кризис перепроизводства с разной степени силой случается в капиталистических странах каждые 7-15 лет. Разная скорость наступления таких кризисов, в первую очередь зависит от скорости возрастания общественной производительности труда. Это означает, что резко увеличивается скорость и количество производимых товаров и, следовательно, удовлетворение существующего платежеспособного спроса со стороны населения наступает гораздо быстрее. Повторяем, это не значит, что у населения нет больше потребностей в товарах, это значит, что у населения закончились деньги, на которые оно может продолжать покупать.

Во-вторых, наступление таких кризисов зависит от скорости концентрации общественного дохода в руках небольшой группы людей, являющихся собственниками средств производства (капиталистами). Чем быстрее общественный доход собирается в руках небольшой группы капиталистов, тем больше общество начинает зависеть от расходов этой группы. Если эта богатая группа снижает свои расходы, то общество, в целом, не получает достаточно дохода, чтобы купить весь произведенный в экономике товар.

Таким образом, капиталистический кризис перепроизводства возникает в условиях, когда у населения не хватает доходов, чтобы купить весь произведенный в экономике товар. Поэтому те компании, товар которых не был куплен, разоряются, а люди, работавшие у них, теряют работу и остаются без средств к существованию. Эта ситуация возникает потому что общие доходы всей нации в какой-то момент становятся недостаточными для приобретения всех выпущенных товаров. Доходы всей нации включают в себя заработную плату населения, а также расходы капиталистов на личное потребление и инвестиции в производство. Задачей любого правительства является создание рабочих мест или такое перераспределение денег (через различные социальные пособия и кредиты), чтобы у населения оказалось достаточно денежных средств для покупки всех произведенных в экономике товаров.

Как и любое капиталистическое правительство, руководство европейских стран постоянно работало над решением этой проблемы. До 2008 года снижение реальной заработанной платы населения Европы возмещалось через кредитование этого населения со стороны частного финансового сектора. Соответственно доходы населения Европейских стран и полученные им кредиты позволяли купить весь произведенный в экономике товар. Но уже с 2008 года самая бедная часть Европейского населения не смогла погашать взятые кредиты. По этой причине банки прекратили выдавать новые и потребовали возврата ранее выданных кредитов. Это решение частных Европейских банков привело к тому, что финансовый сектор перестал кредитовать экономику Европы. Следовательно, количество денег на руках у населения уменьшилось и привело к падению общего платежеспособного спроса в экономике. Компании, которые из-за такого падения спроса не смогли продать свои товары или услуги, начали банкротиться или сокращать персонал. Разорение компаний и сокращение рабочих мест в экономке, в свою очередь, привело к еще большему падению доходов населения. Это продолжающееся снижение доходов населения еще больше уменьшает платежеспособный спрос в экономике и увеличивает количество разорившихся компаний. Так происходит до полного экономического коллапса. Такая ситуация в экономике называется дефляционная спираль.



Чтобы остановить экономическое развитие по дефляционной спирали Европейским странам необходимо было заменить частное кредитование экономики на государственное. Как мы помним, частные инвесторы из-за проблем с возвратами кредитов приостановили кредитование европейской экономки. Поэтому государство под свои собственные гарантии вынуждено было привлекать займы у частного сектора и распределять привлеченные деньги в экономике.

Увеличение рабочих мест в государственном секторе, выплаты различных социальных пособий населению, финансирование большого количества программ по строительству инфраструктуры стали теми каналами, через которые государство распределило деньги в экономике. Меры государства по перераспределению денег частного сектора в экономике позволили поддержать платежеспособный спрос на необходимом уровне и избежать «скатывания» в дефляционную спираль.

Для того, чтобы пойти дальше, нам необходимо разграничить процесс распределения денег в экономики Европы годом: годом начала кризиса.

До 2008 года частный финансовый сектор был основным источником, который распределял кредиты в экономике и финансировал население. Этот частный финансовый сектор предоставлял кредиты всем гражданам Европейского союза. Греки и испанцы получали кредиты в немецких банках, английские и французские банки финансировали покупку недвижимости в Португалии и Италии.

Но, с наступлением кризиса, произошла остановка кредитования европейской экономики со стороны частного финансового сектора. Произошла замена. Основным источником кредитования экономики вместо частного сектора стал государственный. С этого момента национальные правительства, став основным источником финансирования, начали распределять кредитные деньги только внутри собственной экономики, начали финансировать только собственное население. Такая ситуация стала причиной того, что национальные правительства, которые не смогли под свои гарантии получить деньги у частного финансового сектора, а затем перераспределить их внутри своей страны, оказались перед угрозой дефолтa.

Национальным правительствам этих стран необходимы были деньги, чтобы заменить частное финансирование экономики государственным и остановить «сползание» в дефляционную спираль. Но отсутствие у них денег сделало финансирование экономики со стороны государства невозможным. Это привело к дефляции в этих странах. Далее дефляция стала причиной роста количества компаний-банкротов и общего падения доходов населения. В свою очередь, это привело к падению налогооблагаемой базы и налоговых платежей. Из-за падения налоговых сборов государство уже не могло в прежнем объеме платить заработную плату государственным служащим, выплачивать различные пособия и финансировать государственные программы развития. То есть, национальные правительства этих стран более не смогли выполнять обязательства по платежам.

Нынешняя ситуация поделила все европейские страны на два лагеря. Страны, входящие в первый лагерь, уже сегодня не могут выполнять свои обязательства и стоят перед угрозой полномасштабного дефолта, другие пока могут его избежать. Признаком, поделившим европейские страны, - стало наличие накоплений и сбережений нации. Те нации, которые за год производят больше, чем потребляют, получают некоторый излишек. Этот излишек является тем самым сбережением нации. После чего государство занимает этот излишек у частного сектора и через систему кредитов, социальных выплат и государственных программ распределяет его среди своих граждан. В список стран, которые за год производят больше чем потребляют, а следовательно, имеют некоторый излишек, входят Германия, Нидерланды, Франция.

Но есть и другие нации, которые за год потребляют больше, чем производят. Такие нации никакого излишка не имеют. Поэтому в сегодняшней ситуации они вынуждены либо снижать свое потребление до уровня своего производства, либо занимать у наций, этот излишек имеющих.

В список таких стран, которые за год производят меньше, чем потребляют, а, следовательно, не имеют излишка, входят Греция, Португалия, Испания.

Раньше эти бедные нации покрывали разницу между своим небольшим производством и большим потреблением за счет финансирования со стороны частного финансового сектора Европы. То есть, они брали взаймы у частных немецких и французских банков, а затем покупали на кредитные деньги необходимые товары. После прекращения финансирования со стороны частных банков бедные страны вынуждены были обратиться к правительствам богатых стран с просьбой поделиться частью имеющегося излишка. Но богатые страны не хотят делиться просто так: за это они требуют передачи экономического и политического суверенитета. Богатые нации готовы предоставить имеющейся излишек только в обмен на получение контроля над экономикой бедных стран, только в обмен на получение железных дорог, портов, земли, и других интересных активов. Именно таким образом, происходит передача экономического суверенитета. Передача политического суверенитета означает, что богатые страны хотят решать, каким должно быть количество государственных служащих, какой должен быть уровень заработной платы, какой должен быть уровень социальных пособий, какое должно быть количество полиций и армии у бедных стран.

Поэтому в настоящий момент идет торговля по поводу объема экономического и политического суверенитета, который бедные нации готовы отдать своим более богатым соседям.



Одним из результатов такой торговли, может стать передача экономического и политического суверенитета. В этом случае бедные страны передадут часть своего суверенитета промышленно развитым странам Европы и наступление экономического краха в бедных странах не произойдет. Эти бедные страны, получив помощь у своих богатых соседей, снизят уровень жизни своего населения на 10-15% и получат 15-20% безработицу. Несмотря на оказанную помощь, yровень жизни населения бедных стран все таки снизится, потому что кризис перепроизводства никуда не делся и пока ведущие экономики его не преодолеют, уровень жизни во всех странах будет медленно снижаться.

Совсем другую ситуацию мы получим, если бедные страны откажутся передавать часть экономического и политического суверенитета. Тогда правительства бедных стран окажутся без денег, не смогут платить по своим обязательствам и вынуждены будут объявить дефолт. При таком развитии ситуации падение уровня жизни населения бедных стран Европы достигнет 35-40% от сегодняшнего уровня, а безработица будет в пределах 7-10%.

Более низкая безработица, по сравнению с первым вариантом, будет вызвана резким падением уровня жизни и, как следствие, падением уровня реальной заработной платы населения. Такое сильное падение заработной платы сделает размещение производства в бедных странах Европы более выгодным, следовательно, больше людей получат работу, хотя и за меньшие деньги.

Для примера такого развития ситуации можно взять Исландию, где годовой доход работающего гражданина после всех вычетов упал с 23 000 евро в 2007 году до 14 000 евро в 2010 году или на 40%. Безработица в Исландии сейчас на уровне 8%.

Третьим вариантом развития событий для бедных стран станет выход из зоны евро и введение собственной валюты. В этом случае, падение уровня жизни населения этих стран дойдет до 50% от сегодняшнего уровня, а безработица составит 8-12%.

Для характеристики уровня жизни населения стран, которые выйдут из зоны евро, можно взять Польшу. Это страна не является членом Европейского валютного союза, то есть не входит в зону евро. Годовой доход работающего гражданина Польши после всех вычетов вырос с 5000 евро в 2007 году, до 5400 евро в 2010 году, а безработица сейчас на уровне 10%. Сравнение показателей Греции, как бедной страны Европы, входящей в зону евро, с показателями Польши, даст более полную картину.

В Греции годовой доход работающего гражданина после всех вычетов вырос с 10 500 евро в 2007 году до 11 200 евро в 2010 году, а безработица сейчас на уровне 17%. То есть мы видим, что средний работающий грек получает в 2 раза больше, чем средний работающий поляк. Именно из- за такой разницы в заработных платах безработица в Польше почти в два раза ниже, чем в Греции.



Теперь перейдем к вопросу, который тревожит многих людей, - к возможному распаду зоны евро и прекращению существования единой валюты. Мы считаем маловероятным такой вариант развития событий. Мы считаем, что единая европейская валюта сохранится.

Заинтересованность крупнейших экономик Европы, Франции и Германии, - является важнешйшей причиной сохранения единой валюты. Необходимо понимать, что Франция и Германия используют европейскую валюту как важнейший инструмент контроля экономик всех стран входящих в Европейский союз. Этот контроль осуществляется ими через печать и выпуск в обращение единой европейской валюты. Все страны Европейского союза используют эту валюту для покупки товаров и услуг внутри своих стран. Таким образом, Франция и Германия могут контролировать экономики других стран Европейского союза через уменьшение или увеличение количества евро поступающих в обращение.

Еще одной причиной сохранения единой европейской валюты является сберегательная функция евро. Единая европейская валюта это один из инструментов сбережения для всего населения земли. Поэтому любой человек, любая компания, любое государство, сберегающее часть своего дохода в евро, финансируют экономику Франции и Германии.

Долги стран Европейского союза являются третьей причиной сохранения евро. Франция совместно с Германией выступает основным кредитором европейских стран. Кроме того, все эти долги номинированы в евро, той валюте, которую печатает Франция и Германия. Правительства вышеуказаннх стран, посредством этих долгов, контролируют остальных участников Европейского союза. В случае, если Франция или Германия примут решение о выходе из зоны евро и решение о введении своей национальной валюты, то получить долги со стран-должников станет намного сложнее.

По трем вышеуказанным причинам выход Франции и Германии из Европейского валютного союза и введение ими собственных национальных валют маловероятен. Конечно же, зона евро может уменьшиться в размерах за счет более бедных и слабых стран, но пока Франция и Германия получают дополнительную выгоду от существования единой европейской валюты, эта валюта сохранится.

После того, как мы разобрались, чем вызван нынешний кризис в Европе и посмотрели возможные варианты развития событий, перейдем к тому, каким образом Европейская ситуация может воздействовать на экономику Казахстана.

Для этого посмотрим, каким образом экономика Казахстана связана с экономикой Европы. Казахстан связан с Европой по трем основным направлениям:

Первым направлением, связывающим нас с европейской экономикой, является экспорт. Мы экспортируем в Европу свои товары и получаем за это экспортный доход. Далее мы тратим полученные от европейцев деньги на товары, которые наша собственная экономика не производит.

Обратимся к цифрам. Экспортный доход Казахстана в 2010 году составил 61 млрд. дол. США Из этой суммы 21 млрд. дол. США мы получили от экспорта в Европу. Из этого экспортного дохода в 21 млрд. дол. США, продажа нефти, принесла 19 млрд. дол. США

Как мы показали выше, нарастание европейского кризиса приведет к падению уровня жизни населения Европы. В этом случае европейцы вынуждены будут сократить свое потребление, в том числе, потребление нефти и нефтепродуктов. Это в свою очередь должно привести к падению экспорта нашей нефти в Европу. Результатом такого падения станет снижение наших экспортных доходов. Именно в этом заключается основная угроза для нашей экономики по экспортному направлению.

Если мы посмотрим на цифры потребления нефти в Европе, то мы увидим падение импорта нефти с 620 млн. тонн в 2005г. до 555 млн. тонн в 2009г., или на 70 млн. тонн. Казалось бы, мы сразу же должны были почувствовать результаты этого падения на себе, но этого не произошло. Потому что европейцы сократили потребление русской нефти, а не казахской. Если мы обратимся к цифрам экспорта русской нефти в Европу, то увидим падение с 190 млн. тонн в 2007г. до 170 млн. тонн в 2009г. За тот же период времени экспорт казахской нефти в Европу вырос с 26 млн. тонн в 2007г. до 28 млн. тонн в 2009г. Такое снижение потребления русской нефти и увеличение потребления казахской нефти является специальной политикой Европейского союза по снижению энергетической зависимости от России. Поэтому, даже, если кризис в Европе приведет к дальнейшему падению потребления нефти, то европейцы будут уменьшать потребление русской нефти, а не казахской.

Вторым направлением, связывающим нас с европейской экономикой, является импорт. Мы покупаем товары, которые производят страны Европейского союза, то есть, - машины, оборудование, продукцию химической промышленности и т.д.

Если мы обратимся к цифрам, то увидим, что в 2010 году Казахстан импортировал товаров на общую сумму 32 млрд. дол. США, из которых 25% или 8 млрд. дол. США пришлось на импорт из Европы. Давайте посмотрим, каким образом европейский кризис отразится на нашем импорте. Необходимо понимать, что финансовая и экономическая нестабильность в Европе должна привести к падению курса евро по отношению к доллару. Для нашей страны это выгодно, так как большую часть доходов мы получаем в долларах США, а покупаем европейские товары за евро. Следовательно, снижение курса евро сделает европейские товары дешевле для нас. В этом случае доходы Казахстана в долларах вырастут, а расходы в евро на импорт европейских товаров сократятся. Для нас это очень выгодно, так как мы сильно нуждаемся в европейском оборудовании для перевооружения нашей промышленности и сельского хозяйства.



Финансовый сектор является третьим направлением, связывающим нашу экономику с Европой.

С одной стороны, мы привлекаем европейские деньги и вкладываем их в нашу экономику. С другой стороны, мы вкладываем наши деньги в европейскую экономику. Вложение наших денег происходит через покупку ценных бумаг европейских компаний и вложение денег в европейские банки.

Рассмотрение этого направления начнем с финансирования нашей экономики европейскими банками. Европейские финансовые институты являлись одним из основных источников, финансировавших нашу экономику до июля 2007 года. С начала 2004 года задолженность наших банков перед западными выросла с 3,5 млрд. дол. США до 46 млрд. дол. США в 2007г. Большая часть этой суммы была направленна в экономику Казахстана. После чего, с момента начала кризиса в нашей стране, западные банки прекратили финансирование и потребовали возврата ранее выданных кредитов. К настоящему моменту, большая часть кредитов, полученная от европейских банков, либо выплачена, либо списана. На 2011 год задолженность наших банков перед западными упала до 16 млрд. дол.США. С тех пор положение почти не изменилось. Поэтому ни улучшений, ни ухудшений с этой стороны не ожидается.



Кроме этого, европейские банки, присутствующие на рынке Казахстана, могут собирать деньги казахских вкладчиков, а затем направлять эти деньги в свои материнские банки в Европе. Например, такой банк как АТФ Банк, принадлежащий европейцам, может привлекать деньги в Казахстане, а затем отправлять их материнскому банку в Европе, испытывающему нехватку средств. Но особо переживать по этому поводу не стоит. Процентная ставка, по которой европейские банки привлекут деньги в Казахстане и процентная ставка, по которой они разместят эти деньги в Европе, невыгодна для европейцев.



В отличии от банковского сектора нашей экономики, сырьевой сектор наоборот увеличивал свою задолженность перед западными финансовыми институтами. Эта задолженность выросла с 38 млрд. дол. США в 2007 до 93 млрд. дол. США в 2010 или на 55 млрд. дол. США. Причем наибольший рост пришелся на нефтяной сектор. Например, если за тот же промежуток времени с 2007 по 2010 гг., задолженность Казахмыса выросла только на 1,6 млрд. дол. США, Евразийской группы только на 700 млн. дол. США, КТЖ только на 1 млрд. дол. США, то задолженность Казмунайгаза выросла на 10 млрд. дол. США Рост остальной задолженности из вышеуказанной суммы в 55 млрд. дол. США пришелся на нефтяные компании Казахстана, контролируемые иностранным капиталом.

В связи с тем, что западным компаниям, контролирующим нашу нефть, необходимо снижение зависимости от энергетических поставок из России, то вряд ли мы почувствуем существенное ухудшение финансирования нефтяного сектора. Китайским компаниям, контролирующим нашу нефть, тоже необходимо снижение зависимости от поставок нефти по уязвимым для Китая морским маршрутам. Поэтому китайское финансирование сырьевого сектора Казахстана будет только нарастать.



Теперь перейдем к размещению наших денег в европейский финансовый сектор. Именно эта сфера представляет наибольшую опасность для нашей экономики.



Опасность для нас представляет банкротство европейских банков, где хранят свои деньги граждане Казахстана и казахские компании. Эта ситуация по принципу домино может привести к банкротству множества крупных компаний уже в нашей стране. Поясним, как будет происходить развитие событий в этой ситуации. Из-за общего падения продаж европейские компании и потребители, получившие финансирование в европейских банках, не смогут выплачивать кредиты. Далее европейские банки будут вынуждены проводить списание выданных кредитов, уменьшать свой собственный капитал и показывать убытки.

Это приведет к потере доверия на финансовом рынке Европы. Все компании и банки Европы начнут подозревать друг друга в предбанкротном состоянии. Зародившееся подозрение к банкам заставит население и компании выводить свои денежные средства из более слабых банков. Банки, которые не смогут вернуть деньги своим клиентам, станут банкротами. Паника усилится, увеличив количество выводимых из банков средств, что приведет к банкротству еще большого количества мелких и средних банков. Рано или поздно, начавшаяся паника и волна вывода денежных средств, а затем следующих за этим банкротств, накроет крупнейшие банки Европы. Следовательно, граждане Казахстана и казахские компании, которые держат счета в банках Европы, потеряют свои деньги в случае разорения этих банков. Такая потеря денег нашими компаниями приведет к снижению их расходов в экономике Казахстана: уменьшению затрат на различный текущий и капитальный ремонт, уменьшению строительства новых объектов и т.д. Следовательно, это, в свою очередь, приведет к снижению общего дохода населения Казахстана.

Такая же опасность кроется в покупке европейских ценных бумаг нашими банками, компаниями и Национальным фондом Казахстана. По принципу «домино», описанному выше, - банкротство европейских компаний или государств, куда вложены деньги Национального фонда и казахских компаний, приведет к каскаду банкротств крупнейших компаний и банков Казахстана, а также к потере денег Национального фонда.

Для примера реальности этого события можно привести Суверенный фонд Норвегии - это аналог нашего Национального фонда. В 2008г. из-за кризиса и падения мирового фондового рынка Фонд Норвегии потерял около 150 млрд. дол. США . В первом квартале 2011 года из-за долгового кризиса в Европе этот фонд потерял 50 млрд. дол. США. Для сравнения, общий объем средств Национальнoгo фондa Казахстана составляет всего 43 млрд. дол. США США. Причем, мы не знаем в ценные бумаги каких компаний и каких государств вложены деньги нашего фонда. Поэтому, исходя из вышесказанного, - одной из причин получения 10 млрд. дол. США взаймы у Китая может быть фактическое отсутствие средств в нашем Национальном фонде.



На этом мы заканчиваем наш разговор о причинах европейского кризиса и его влияния на нашу страну. Какие можно сделать выводы из всего вышесказанного? А выводы следующие:

Европейский кризис может сильно сказаться на Казахстане в случае банкротства финансовых институтов, компаний и государств Европы, куда вложены деньги наших компаний и Национального фонда. При этом в зависимости от развития событий, мы теряем полностью или часть Национального фонда. Также мы станем свидетелями банкротства казахских банков и компаний, потерявших свои деньги в европейском кризисе.

Hаша страна сильно почувствует на себе европейский кризис и в ситуации, когда в Европе начнутся продолжительные массовые беспорядки, вызванные падением уровня жизни и массовой безработицей. Эти начавшиеся беспорядки затруднят или приостановят экспорт нашей нефти, что, в свою очередь ,приведет к падению наших доходов, а такое падение доходов станет причиной снижения жизненного уровня нашего населения.

И первое и второе события вызовут падение цен на сырьевые товары, в том числе и на нашу нефть, - поэтому нам надо построить такую экономику, которая в большей мере будет зависеть от нашего внутреннего рынка, от наших собственных усилий, а не от милости других стран.